Менее чем за четыре года (примерно столько же длится средний цикл обновления корпоративных ИТ) мы увидели больше новых платформ ПО и оборудования, типов устройств и моделей использования, чем за какой-либо другой период в истории отрасли.
Тест-центр CRN изучил эти новые области роста, в том числе те, что еще не попали в фокус внимания отрасли.
Предлагаем краткий экскурс в 10 сегментов рынка, которые многие VAR’ы и их клиенты пока упускают из виду.
Видеоконференцсвязь для СМБ
Предложив свою технологию Telepresence в 2006 г., Cisco сделала видеоконференцсвязь высокой четкости доступной для более широкого рынка. Изумительная чистота и ясность изображения и звука настолько притягательны и неотразимы, что за HD уже ухватились Голливуд и телеиндустрия. Однако для этого требуется полоса пропускания в 150 раз больше, чем при речевой связи, нужна дорогостоящая инфраструктура, и эта технология остается за пределами возможностей большинства мелких и средних организаций.
Впрочем, за последние полгода обозначились две тенденции, которые сделают HD-видеоконференции более доступными для СМБ. Во-первых, некоторые вендоры (в частности, LifeSize, подразделение Logitech) начали поставлять системы видеоконференцсвязи HD-качества, которые можно встроить в существующую инфраструктуру сети даже мелкой или средней компании. Во-вторых, Apple и Skype запустили смелые, агрессивные сервисы видеоконференций для смартфонов — FaceTime для iPhone и Skype для iPhone.
Тест-центр CRN опробовал решение LifeSize Passport, розничная цена которого варьируется от 2,3 тыс. до 3 тыс. долл. Это в несколько раз дешевле Telepresence, но все же немало. Поэтому инженеры хотели узнать: устраняет ли оно непомерность затрат и сложность и позволяет ли ощутить всю мощь видеосвязи? В обоих случаях ответы, судя по всему, утвердительные.
Систему Passport легко установить: достаточно подключить к сети консоль весом 397 г, а к ней — веб-камеру и ЖК-монитор. Можно использовать Skype, что еще больше упростит дело. Ввиду малого веса и компактности оснащения систему легко переместить из одного зала заседаний в другой и даже взять с собой в деловую поездку.
Изображение кристально четкое и ясное, качество звучания также отличное. Для заказчиков СМБ оправданием покупки этой системы может быть экономия командировочных расходов, возможность живого общения с деловыми партнерами и общая культура ведения бизнеса.
Виртуальные устройства
Сравнивая аппаратные и чисто программные реализации специализированных устройств на протяжении последних нескольких лет, инженеры Тест-центра пришли к заключению: в подавляющем большинстве случаев виртуальные устройства должны стать выбором по умолчанию по нескольким причинам.
Для новичков уменьшение количества единиц оборудования означает снижение накладных расходов: потребление электроэнергии, затраты на охлаждение, администрирование и архитектуру. Наконец, в пользу такого выбора говорит уже то, что типовые серверы на платформе Intel или AMD позволяют теперь разместить полдесятка виртуальных устройств, а то и больше.
За последние несколько месяцев инженеры Тест-центра CRN изучили ряд таких изделий.
Компания FalconStor предложила несколько виртуальных устройств управления хранением данных. Одно из них — Network Storage Server Appliance, использующее Red Hat Linux 5 и VMware ESX.
Совсем недавно Тест-центр испытал устройство Virtual Email Appliance компании Sophos для защиты электронной почты и данных, оптимизированное для VMware. Инженеры уже были знакомы с аппаратным оборудованием Sophos и часто рекомендовали его к использованию, но партнеры и заказчики говорили, что предпочли бы виртуальный вариант.
Установка Virtual Email Appliance заняла лишь несколько минут, но конкретное конфигурирование (как и в случае аппаратного устройства) зависит от потребностей и размера организации. Стоимость лицензии — 41,75 долл. в год за каждого пользователя — та же, что и для аппаратной версии. Функционально виртуальное устройство столь же удобно, как и аппаратное.
Нежеланию заказчиков начинать консолидацию серверов из-за техобслуживания этих устройств больше нет оправдания. Виртуальные устройства с функциями электронной почты, безопасности, хранения данных и администрирования позволяют отказаться от «железа», еще больше расширяют возможности использования ИТ в организациях любого размера.
А если заказчик уже использует аппаратные устройства в своем ЦОДе, то самое время подумать о том, чтобы заменить их виртуальными.
Геопозиционирование
Системы глобального позиционирования теперь не только подспорье для водителей. Последние два года стали временем невиданных инноваций в этой области.
Сейчас геопозиционирование демонстрирует свой огромный потенциал — от систем слежения за грузами при их транспортировке с одного конца страны в другой и до сервисов на Facebook.
Два решения, рассмотренные Тест-центром в последние месяцы, дают типичную картину возможностей в этом сегменте рынка. Приложение TomTom для iPhone позволяет теперь снабдить фотографии метками GPS, еще больше облегчая ориентирование на местности. Пользователь может выбрать сделанный ранее снимок с меткой местоположения, TomTom использует эту информацию и покажет маршрут из пункта А в пункт Б. Вот так просто.
Весьма интересно корпоративное VoIP-решение Switchvox компании Digium, которое использует Google Maps вместе с определителем номера, позволяя организации узнать местонахождение звонящего сотрудника. А если сделать следующий шаг и интегрировать данные аккаунта Facebook с функциями АОН, то можно импортировать информацию спутниковой GPS из обновлений статуса на Facebook, которые публикует пользователь, в консоль оператора.
Наконец, AT&T демонстрирует возможности, доступные даже для самых мелких компаний. Ее сервис FamilyMap может найти информацию о местоположении сотового телефона через спутник с помощью GPS либо используя триангуляцию и позволяет видеть местонахождение человека на карте (через веб-приложение) в любой момент, когда его телефон включен и находится в зоне обслуживания.
Из сферы потребительских применений геопозиционирование начинает переходить в коммерческую плоскость, и возможности здесь почти безграничны. Если вы еще не имеете таких решений в своем арсенале, то самое время что-то выбрать.
Социальные сети и поиск данных
Выше уже упоминалось одно из корпоративных решений, Switchvox от Digium, которое использует информацию соцсетей, открывая новые возможности для организаций.
Способность анализировать десятки миллионов общедоступных твитов, мини-новостей (blurbs), обновлений статуса и т. п., чтобы выявить тенденции, явления, дискуссии и т. д., представляющие для организации интерес с точки зрения анализа и опережения потребностей рынка в том или ином сегменте, — это может принести существенный рост дохода.
Лучшей в своем классе, по мнению Тест-центра, является линейка решений компании PeopleBrowsr. В особенности решение Research.ly, позволяющее организации отследить упоминания определенной темы и всплески обмена мнениями по ней за последние 1 тыс. дней.
Можно, например, отследить упоминания определенного бренда кроссовок и узнать день недели, когда эта тема более всего обсуждалась в социальных сетях. Таким образом, производитель данного бренда мог бы узнать, что больше всего упоминаний приходится на воскресенья, и соответственно скорректировать свои маркетинговые усилия.
VAR’ам, предлагающим решения для добычи данных и аналитики, следует не упускать из виду сферу социальных сетей, ведь взрывной рост данных означает и новые возможности.
SMS
За последние два года (после появления у Verizon и AT&T тарифных планов с неограниченным количеством текстовых сообщений) произошел невиданный рост использования SMS, от действительно срочных посланий и до переписки ни о чем.
Что еще удивительнее, поставщики услуг были как никогда оперативны с предложением решений на базе SMS, будь то обеспечение необходимой безопасности или расширение возможностей коммуникации для организаций. Но Тест-центр видит и свидетельства того, что это еще одна область, где VAR’ы могут предложить нечто очень ценное и укрепить свои отношения с корпоративными клиентами.
Один пример: Netsize, подразделение компании Gemalto, предлагает расширение Netsize SMS для облачного CRM-приложения Salesforce.com. Установка близка к мгновенной (согласие на подписку и пара кликов в AppExchange). Конфигурирование — еще несколько мгновений. Сервис Netsize обеспечивает посылку SMS-сообщений пользователям Salesforce.com с номерами незакрытых претензий прямо из консоли, что особенно удобно и обеспечивает расширение «облачного» приложения на всевозможные смартфоны (и даже некоторые полусмартфоны).
Это огромный сегмент ИТ-рынка, объем которого даже трудно подсчитать (более триллиона SMS-сообщений ежегодно посылается только в США), и в отличие от ряда других сегментов, которые могут вскоре исчезнуть, он будет только расти.
САПР на ПК и... смартфоне
Когда-то давно для внедрения САПР требовались мощные, солидные рабочие станции, выпускавшиеся такими компаниями, как Silicon Graphics и Sun Microsystems.
Это было проприетарное ПО и специализированное, фирменное оборудование — всё дорогостоящее и требующее основательного обучения.
Сегодня есть бесплатное приложение САПР для смартфона. И, конечно, необъятная система проектирования для использования на ПК. Тест-центр многократно рекомендовал всё новые версии от Autodesk, в том числе Autodesk Inventor и AutoCAD 2010. Оба приложения блестяще работают на типовых ПК с Windows 7, требуют минимальных «накладных расходов» и открывают фантастические возможности при проектировании.
Инженерам понравился также Google SketchUp — бесплатное хостинговое приложение на базе браузера (и, следовательно, кросс-платформное) для проектирования и создания эскизов.
Но возможности не только в самих приложениях. Есть еще дополнительные сервисы в рамках новой модели совместного создания и обмена контентом.
Эскизы высокого разрешения, созданные на ПК, можно переслать на любую другую платформу — от настольного ПК до Facebook и iPhone. Но верно и обратное: используя Autodesk SketchBook Mobile, AutoCAD WS и Inventor Publisher, можно создавать эскизы, скажем, на iPhone и переслать их через другие сервисы коллективной работы для просмотра на ПК.
Корпоративное ПО стало гораздо более визуальным, выйдя далеко за рамки PowerPoint, и разработка чертежей и эскизов, их пересылка другим членам команды и редактирование могут поднять коллективную работу и креативность на более высокий уровень. Тот факт, что САПР на ПК и сервисы на смартфоне расширили общий доступный рынок на десятки миллионов всего за два года, демонстрирует его огромный потенциал для VAR’ов. А инвестиции — со стороны организаций и самих VAR’ов — минимальны по сравнению с другими периодами в развитии ПК.
Медицинские приложения
Есть все основания полагать, что цифровые технологии в здравоохранении прочно заняли свое место на рынке. Крупнейшие компании ИТ-отрасли — Google, Intel, Microsoft — за последние семь лет дали старт крупным инициативам в этой области, но медицинская бюрократия — наряду с другими причинами — долго препятствовала расширению и росту использования ИТ.
И все же это должно измениться — по нескольким причинам и благодаря нескольким новым технологиям.
С клиентской стороны, iOS и Android дали дорогу новому поколению приложений для контроля за состоянием здоровья и поддержания хорошей формы. Теперь каждое утро вы можете:
- Проснуться бодрым и посвежевшим благодаря устройству WakeMate компании-новичка Perfect Third. Оно носится на запястье, соединено с iPhone через Bluetooth и ведет мониторинг во время сна. Вы можете задать точное время для будильника, и незадолго до этого момента устройство, анализируя частоту пульса и циклы сна, найдет оптимальный момент вашего пробуждения — сигналом будильника на iPhone, — и вы будете чувствовать себя отдохнувшим. Устройство поможет следить и за режимом сна. Среди инвесторов, вложивших деньги в эту «игрушку», — венчурная фирма, которую создал основатель Lotus Митч Капор.
- Следить за прибавкой или снижением веса благодаря решению, созданному фирмой Withings. Используя цифровые весы с функцией Wi-Fi, вы можете регулярно проверять свой вес, передавая данные на аккаунт Withings, который, в свою очередь, позволяет использовать онлайн-сервис Google Health (к которому может подключиться и ваш доктор). Фирма Withings финансируется отчасти компанией Polaris Ventures, в числе руководителей которой — изобретатель Ethernet Роберт Меткаф. Withings разработала также тонометр на базе iPhone, который планирует выпустить в этом году.
- Проверив свой вес, вы захотите поддерживать его в нужных пределах, отправляясь в спортзал или совершая пробежки — и захватив с собой устройство Nike+ для iPod (работает также с iPhone). Это передатчик, который крепится на заднике кроссовки и посылает данные о нагрузке, включая количество миль и сожженных калорий, на ваш iPod или iPhone, а с него — на аккаунт Nike+. Среди прочего есть возможность загрузить ваш любимый плей-лист на iPod, чтобы пробежка доставила еще больше удовольствия.
- Благодаря таким сервисам, как Google Health и Microsoft Health Vault, можно собирать данные о своем здоровье и потом послать их в медицинское учреждение. Сочетание цифровых устройств непосредственно у пациента для различных ИТ-платформ и всё более простых в использовании и специализированных онлайн-сервисов Google и Microsoft, доступных также врачу, означает новый рынок с богатыми возможностями.
Инфраструктура виртуальных ПК (VDI)
Есть не так уж много тенденций, в которых можно быть уверенным наверняка. Одна из них — бурный рост виртуализированной инфраструктуры ПК, которая во многих случаях является ответвлением частного «облака» организации. Коммерческие реализации VDI стали уже почти обычным делом, они существуют в различных вариантах — с «толстым», «тонким» и нулевым клиентом — и используют различные протоколы известных вендоров. Никаких признаков замедления этой тенденции не видно.
В двух словах, VDI — это платформа, которая хранит один или более экземпляров Linux, Windows или другой ОС на сервере с гипервизором, например Microsoft Hyper-V или VMware ESX. «Тонкие» клиенты, компьютеры или смартфоны, используя специальное ПО, подключаются к гипервизору и открывают один из образов ОС. В зависимости от реализации гипервизор доставляет на клиент либо только изменения на уровне пикселов, либо полную среду ПК вместе с приложениями.
Несколько вендоров предлагают готовые решения за относительно небольшие деньги, плюс ежемесячная оплата за сопровождение. Один из примеров — компания Zenith Infotech с ее архитектурой SmartStyle, частным «облаком», использующим один или несколько серверных узлов, виртуализирующих клиентскую ОС для IP-доставки на новые или существующие клиентские узлы любого рода. Преимущества включают дистанционное управление, централизованное администрирование и резервное копирование в реальном времени. Стоимость закупки для реселлера составляет около 2 тыс. долл.; постоянный доход в расчете на пользователя — такой, сколько вытянет рынок. Дополнительные опции включают резервирование серверов, дистанционное администрирование и централизованные снимки данных.
Еще один игрок — компания Hewlett-Packard, направившая в Тест-центр VDI в конфигурации, которая может быть типичной для малого офиса или подразделения. Она включала сервер ProLiant ML-350 на двух ЦП Xeon с VMware ESXi Server 4.1 и «тонкий» клиент t5740 на 64-разрядном чипе Atom. Выбрав это решение, можно использовать один или несколько разных пограничных контроллеров сессий от Microsoft (RDP), Citrix (XenDesktop) или VMware (VMware View) либо собственный клиент эмуляции терминала HP, TeemTalk, для доступа к унаследованным платформам. Сервер предлагается в виде автономной системы, в стоечном варианте или как «лезвие» — каждый с обычными средствами преодоления отказов и резервного копирования.
Выбирая конкретную VDI, VAR’ы должны оценить инфраструктуру заказчика: имеющиеся серверы, сетевое оборудование, гипервизор, каналы связи с удаленными филиалами и скорость соединения с Интернетом.
SSD-накопители
Знаете ли вы текущий уровень цен SSD? Если раньше цена была заметным препятствием к широкому внедрению твердотельных накопителей в клиентских системах, то сегодня это уже не так. Благодаря неуклонному снижению цен на этот тип памяти, начавшемуся примерно с 2007 г., SSD, бывшие когда-то роскошью и стоившие не менее 1 тыс. долл., успели превратиться в рядовой тип комплектующих стоимостью меньше 250 долл. и предлагаются теперь как опция многими изготовителями ПК и сборщиками систем. Например, 40-Гбайт SSD-накопитель Intel с шиной SATA продается всего за 98 долл. В среднем цена за 1 Гбайт в SSD составляет порядка 2 долл. против примерно 20 центов за 1 Гбайт в жестких дисках массового выпуска.
Сверхбыстрая начальная загрузка и ничтожное время доступа накопителей на базе флэш-памяти, а также их нечувствительность к ударам, вибрации, электромагнитному стиранию и другим внешним факторам сделали их желанными для сборщиков упрочненных ноутбуков, для командных систем военного назначения, для систем управления аэрокосмической отрасли, для научных исследований и других специализированных приложений. Но уровень цен оставался главным препятствием на пути к их широкому принятию рынком, когда экономия на масштабе приводит к снижению цен (вспомните ЖК-панели).
Если сравнивать с обычными жесткими дисками, то SSD имеют одно общее преимущество: их производительность на несколько порядков выше, особенно при произвольном чтении/записи. Они компактные, легкие и используют тот же интерфейс, что и обычные жесткие диски. Другие преимущества включают мгновенную готовность к работе, бесшумность, меньшую потребляемую мощность и рассеяние тепла, малую задержку и отсутствие движущихся частей, которые могут изнашиваться.
Однако SSD имеют и свою теневую сторону — она связана с износом. В них используется технология флэш-памяти, более дешевая альтернатива DRAM, которая допускает ограниченное число циклов записи на протяжении срока службы устройства. Сколько именно? Это зависит от конкретного типа флэш-памяти. Технология одноуровневой ячейки (single-level cell, SLC) обеспечивает самый продолжительный срок службы — около 100 тыс. циклов записи на ячейку — более чем достаточно, чтобы пережить сам сервер или ноутбук. Срок службы технологии многоуровневой ячейки (multilevel cell, MLC), используемой в обычных флэшках, может варьироваться от 1 тыс. до 10 тыс. циклов записи, прежде чем она начнет давать сбои (согласно спецификации Fujitsu).
Кроме того, существует проблема наличия свободных блоков, примерно аналогичная фрагментации жесткого диска. Когда данные стираются с SSD, то ранее занятые секторы должны возвращаться в файловую систему для перераспределения. Со временем может накапливаться слишком много таких пустых секторов, что снижает производительность.
Цифровые табло
Цены на ЖК-панели тают, как снег, и сейчас как никогда имеет смысл выйти на рынок информационных дисплеев. Их можно предложить частным клиникам и другим медучреждениям, чтобы вывесить в холле перед кабинетами специалистов, но всё чаще такие экраны появляются также в ресторанах, барах, торговых залах ретейлеров и даже на бензозаправках. И, как на веб-странице, заполненной броскими баннерами, глаз тут же замечает то, что движется. Рекламные панели с живым видео или анимацией всегда привлекут больше внимания в аэропорту или в торговом зале, чем статичные постеры и вывески.
Компания NEC Display Solutions of America хочет застолбить лакомый сегмент рынка и в октябре 2010 г. начала поставки светодиодных панелей, позволяющих создать «видеостену». Эти панели профессионального класса изготавливаются на заказ и пригодны для размещения снаружи либо внутри здания. У них отсутствует внешняя рамка, а частота обновления выше 800 Гц. Для передачи сигнала служит стандартный двухканальный DVI-D интерфейс и используется цветовая палитра, 14- или 16-бит. Предусмотрена также автоматическая регулировка яркости, чтобы обеспечить ее равномерность для всех панелей. ПО установки автоматически вычисляет коррекцию матрицы и шага точек для оптимальной точности изображения.
Оба варианта, для наружного и внутреннего размещения, используют многоцветные элементы, содержащие светодиоды красного, зеленого и синего цвета, которые образуют каждый пиксел. Сами элементы разработаны и поставляются фирмой Nicha Corp. и стали возможны благодаря изобретению в 1993 г. светодиода синего цвета (фирма заявляет, что срок службы ее «ламп» — самый продолжительный из всех имеющихся на рынке). Техобслуживание панелей может осуществляться спереди или сзади. В комплект поставки входит также утилита управления LED Wall Manager Control, весь необходимый крепеж, процессоры формирования изображения и требуемые кабели.
Модель LED-06AF1 для установки внутри помещения имеет яркость 2000 нит, что примерно в 10 раз ярче обычного ЖК-монитора, а коэффициент контраста — 3500:1. Инженеры Тест-центра стояли прямо перед одной такой панелью на недавней презентации продукта и не могли смотреть на нее, не щурясь.
Эта модель использует также черные светодиоды и улучшенный шейдер, чтобы усилить контраст и уменьшить отражения. Если смотреть с расстояния 4,5–6 м или больше, то 6-мм шаг пикселов едва различим. Панель LED-06AF1 предназначена для демонстрации видеоизображения в торговых залах ретейлеров, гипермаркетах, студиях телевещания и других местах, где нужно, чтобы большое количество людей могли видеть изображение с разного расстояния.
Еще более впечатляющая — модель LED-15BF1 для наружного размещения с яркостью 7500 нит. Она имеет шаг пикселов 15 мм, коэффициент контраста 4500:1 и соответствует требованиям пыле- и влагонепроницаемости IP65 ассоциации NEMA (Национальная ассоциация производителей электрооборудования). (Первая цифра указывает степень защищенности от твердых частиц, обычно пыли или песка. Самый высокий уровень — 6, он означает полную непроницаемость для пыли. Вторая цифра указывает степень защищенности от влаги. Самое высокое значение — 8; оно означает, что объект, даже если он полностью погружен в воду, не потеряет своей работоспособности.) Наружная панель NEC имеет уровень 5, т. е. выдерживает струи воды с любого направления и не повреждается при небольшом проникновении влаги. Эта панель может использоваться для рекламных щитов, на спортивных аренах, в концертных залах, аэропортах и в других местах скопления публики.
Оба варианта панелей начали поставляться в октябре 2010 г. и сопровождаются трехлетней гарантией на запчасти и ремонт. Панели изготавливаются на заказ в срок до 120 дней.