Редкую картину можно было наблюдать во время пресс-конференции, состоявшейся 15 марта: за одним столом собрались представители компаний—поставщиков мобильных телефонов — Alcatel, Motorola, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung и Siemens.
Игроков, ведущих бескомпромиссную конкурентную борьбу, объединила угроза заполнения рынка так называемыми «серыми» телефонами.
Это аппараты, не предназначенные для использования в России. Их появление в нашей стране обусловлено тем, что отдельные дистрибьюторы и дилеры приобретают эти устройства не по официальным каналам, а в тех странах, где цена на них гораздо ниже благодаря существующей там системе субсидирования.
Крупные операторы, как правило, в развитых европейских странах, желая привлечь новых клиентов, продают мобильные телефоны по символической цене. Например, в Германии, где только на Рождество их продается примерно 1 млн., можно было купить телефон всего за одну марку. Компенсируют затраты и получают прибыль операторы исключительно за счет предоставления услуг. А чтобы аппарат нельзя было использовать в сети другого оператора, он снабжается специальной программой-замком (SIM-Lock). Российские хакеры эти программы «взламывают», и «серые» телефоны поступают на рынок. Их цена чуть ниже, чем у моделей, ввезенных по официальным каналам, но зато, по словам представителей фирм-поставщиков, они работают не всегда корректно и могут отказать в самый неподходящий момент. Излишне напоминать, что такие аппараты не сертифицированы соответствующими органами, а их владельцы не смогут воспользоваться услугами сервисных центров.
По оценкам специалистов, объем «серых» поставок в Россию огромен — от одной до двух третей всего рынка мобильных телефонов, который в прошлом году оценивался в 250 млн. долл. Количество абонентов сотовой связи в России на конец 2000 г. составило 2,5 млн. человек, а к концу этого года ожидается увеличение до 4,5 млн.
Очевидно, что вывоз мобильных телефонов из других стран наносит немалый ущерб местным операторам сотовой связи, а также подрывает авторитет компании-производителя. Так, понеся убытки, германские операторы вернулись от символических цен к реальным.
Как подчеркнули представители компаний, большинство российских пользователей даже не подозревают о том, что им «подсунули» «серый» товар. Чтобы исправить ситуацию, поставщики решили провести широкомасштабную образовательную акцию и распространить информацию о том, по каким признакам можно отличить «легальный» аппарат от «серого» (подробности можно узнать в представительствах компаний и на их Web-сайтах).