Профессор Гарвардского университета Дэвид Макллеланд в изданной еще в 1973 г. книге "Testing for Competence Rather than Intelligence" утверждал, что базовое образование и интеллект мало что могут сказать о том, как человек будет справляться с работой и как сложится его карьера. По мнению Макллеланда, есть другие параметры, с помощью которых можно установить, кто добьется успеха, - это способность понимать других, самодисциплина и инициативность.
Насколько успех в бизнесе зависит от "классического", умственного интеллекта? На этот счет ученые имеют различные мнения, но большинство согласны, что интеллект обеспечивает "не менее 4 и не более 25%" успеха. Одно исследование в Гарварде вообще дало курьезный результат: зависимости карьерного роста от интеллекта нет вообще, а если таковая и наблюдается, то может быть как положительной, так и отрицательной. Так где же недостающие 75-96%?
Очень много (конечно, не все) зависит от так называемого "эмоционального" интеллекта. Даниэль Големан дал ему такое определение: это способность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в отношениях с другими. Немного туманно. Мне больше нравится более краткое определение - "рамки эмоциональной компетенции".
Эмоциональный интеллект, по мнению специалистов, состоит из следующих элементов:
- Личностная компетентность (определяет, как мы "управляем" собой):
- Осознание самого себя
- эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют;
- точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны;
- уверенность: развитое чувство собственного достоинства, высокая оценка своих возможностей.
- Способность управлять собой
- самоконтроль: не допускать всплеска эмоций, агрессии;
- честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства;
- ответственность: всегда понимать, что только вы должны отвечать за результаты своей работы;
- способность приспосабливаться: гибкость в периоды перемен;
- новаторство: быть открытым к новым идеям, решениям, информации.
- Заинтересованность
- стремление к высшим достижениям: все время поддерживать высокие стандарты в работе;
- преданность: "близко к сердцу", заинтересованно воспринимать задачи команды или компании, участвовать в делах "без остатка";
- инициатива: готовность использовать (и создавать) возможности;
- оптимизм: добиваться поставленной "цели" несмотря на трудности, не падать духом.
- Осознание самого себя
- Социальная компетентность (определяет, как строить отношения):
- Сочувствие
- понимать других: "распознавать" их чувства и взгляды, активно интересоваться их заботами;
- развивать других:
- понимать потребности их роста, создавать им для этого новые возможности;
- предугадывать, понимать и удовлетворять потребности других;
- уважать различные мнения: уметь извлечь пользу из того, что мы окружены совершенно разными людьми.
- Социальные навыки
- умение влиять на других: способность убеждать окружающих;
- умение общаться: внимательно слушать и четко формулировать ответы;
- умение управлять конфликтами: вести переговоры и разрешать конфликтные ситуации;
- способность понимать политическую ситуацию: где центры власти, что хотят те или иные группы, как они относятся друг к другу;
- лидерство: способность воодушевлять и вести за собой отдельных людей и группы;
- умение инициировать перемены и управлять процессом перемен;
- умение строить формальные отношения, придавая им атрибуты, которые могут их улучшить и упорядочить;
- умение работать в команде: способность сотрудничать с другими на пути к достижению общих целей.
- Сочувствие
Многие знают вошедшую в историю фразу Мартина Лютера Кинга, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов "мне вчера приснился сон...", его слова, мысли, чувства дошли до всех, затронув и разум, и сердца людей.
Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии инаугурации он сказал соотечественникам: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать для своей страны". Это тоже пример сообщения "от сердца к сердцу".
Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей: соус из него прекрасный), я спрашиваю, а что в нем было такого, что его избирали дважды? Наверное, в том числе и эмоциональный интеллект.
как утверждают некоторые исследователи (Райбак, Големан и другие), элементы эмоционального интеллекта можно оценить, измерить и изменить в лучшую сторону. Если человек - приверженец теории "вот я такой, и ничего тут не поделаешь", это одно. Но если мы не хотим использовать это "алиби" для оправдания наших слабых сторон, то мы со временем можем сделать так, что их у нас будет меньше.
Итак, каков уровень вашего эмоционального интеллекта? Чтобы ответить на этот вопрос, оцените каждое из приведенных ниже утверждений* по следующей шкале: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.
- Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
- Я дорожу своей профессиональной объективностью.
- Я готов переложить на других ответственность за свои ошибки.
- Я стараюсь избегать влияния на других, уговоров.
- На каждую проблему я реагирую гневно.
- Я стараюсь не заниматься конфликтами и разногласиями, так как верю, что они "рассосутся" без моего участия.
- Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие проявляют свои чувства.
- Я показываю, когда я сердит.
- Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
- Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
- Я предпочитаю общий подход к деталям и специфике.
- Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заниматься деталями.
- Я избегаю проблем в надежде, что со временем они решатся без меня.
- Я делегирую первоочередные проблемы другим.
- Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не проявлялись эмоции и чувства.
- Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть в них".
- Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
- Я с уважением отношусь к чувствам других.
- Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
- Когда я выслушиваю конфликтующие стороны, то стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли эмоции других.
- Я хочу делать другим добро.
- Я чувствую, что мои спонтанные поступки мешают мне как руководителю.
- Я уверен в своих способностях.
- Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
- Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
- Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
- Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
- Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и убеждать их.
- Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
- Я обращаю внимание на разногласия и стараюсь заняться ими сразу же, как я их обнаруживаю.
- В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
- Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
- Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, - и в личной беседе, и при людях.
- Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердит или агрессивен.
- Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
- Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
- Я стараюсь не вмешиваться и не занимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участия сначала.
- Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
- Во всех ситуациях я прямой и открытый.
- Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом их не контролирую.
- Я всегда стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
- Готов рассматривать идеи своих оппонентов.
- Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
- Готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
- Я прямо обсуждаю с персоналом и те факты, которые оцениваются неоднозначно.
- Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
- Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
- Я готов понять чужие чувства, даже в ходе дискуссии на повышенных тонах.
- Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
- Мне очень важно, как люди отреагируют, если я обнаружил свои чувства.
- Я открыто и прямо выражаю свои чувства.
- Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
- Я четко излагаю свои намерения.
- Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
- Я внимательно отношусь к чужим чувствам и намерениям.
- Я помогаю другим лучше понять самих себя.
- Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше.
- Я получаю удовольствие от сложных задач и очень доволен, когда, анализируя факты, могу прояснить ситуацию.
- Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
- Я в равной степени осознаю свою ранимость, свои возможности и силу.
Ответы с оценкой уровня вашего эмоционального интеллекта читайте в следующем номере.
Связаться с Радмило Лукичем и получить дополнительную информацию можно по электронной почте
rlukich@comail.ru