Период романтизма
Омская компания "Коммед" образовалась в 1991 г., но ее будущие сотрудники начали работать вместе раньше. Компания возникла, как говорится, на пустом месте - не было ни приватизированного института, ни КБ. Сергей Билаш - один из основателей компании и ее бессменный генеральный директор - тогда служил в армии, профессионально занимался системами связи и управления. Некоторые из его будущих коллег служили вместе с ним, другие работали на различных предприятиях Омска, преподавали в вузах. Поначалу многие даже не увольнялись со службы, занимались новой работой в свободное время. И только Билаш ушел из армии сразу и полностью отдался делу.
Билаш вспоминает: "В то время даже прокормить семью было не просто. Но мне и моим соратникам всегда хотелось не только зарабатывать деньги, но и делать что-то полезное и обязательно в сфере своих профессиональных интересов". Сейчас генеральный директор "Коммед" называет те времена периодом романтизма. Действительно, поставленную тогда весьма туманную цель- "делать что-то полезное" - вряд ли можно считать хорошо продуманной стратегией. Кстати, примерно так объясняют свое стремление зарабатывать на компьютерных технологиях и многие другие организаторы первых компаний, пошедшие по этому непростому тогда пути. К этому Сергей Билаш, сочетающий в себе такие качества, как скромность, цельность характера, высокую ответственность за свои слова и какую-то неожиданную, обезоруживающую откровенность, добавляет: "Очень хотелось иметь большой отпуск, много свободного времени и путешествовать".
Наверное, для человека, связанного с советским ВПК и армией, понятие "большой отпуск" означало не столько "большой отдых", сколько возможность быть себе хозяином. Вряд ли сейчас Сергей путешествует по три месяца в год, хотя, вероятно, и может это себе позволить...
Впрочем, о первых шагах любой фирмы можно, как правило, узнать, посетив ее сайт и найдя там информацию "О компании". Но у "Коммед" раздел этот весьма лаконичен и не очень-то похож на подобные разделы других компаний. Это просто перечисление выполненных проектов. Мол, "судите обо мне по делам моим". Из списка проектов видно, что компания много сделала для информатизации административных и образовательных учреждений города и области, банков и таких организаций, как "Сибнефть", "Транссибнефть", "Омский каучук", "Омскэнерго", "ОмскАгрегат"; НИИ ГазПром (Тюмень) и многих других.
Первым, по-настоящему крупным проектом "Коммед" стал комплекс программ финансового учета, разработанный для местного отделения Сбербанка. Внедрение проекта, при всех сложностях и организационных недочетах, было успешным. Но самое главное - сотрудники компании многому научились.
Прежде всего путем работы над ошибками. В то время, рассказывает Билаш, специалисты "Коммед" еще очень плохо понимали клиента, его цели и обстоятельства деятельности. Например, не сразу поняли, что сотрудники отделения Сбербанка ничего не могли решать сами, ждали директив из "центра". А оттуда поступали постоянные изменения нормативных и законодательных актов. Поэтому разработанный и внедренный у заказчика программный комплекс непрерывно исправлялся, актуализировался.
Выбор цели
Резонно было бы тиражировать разработанное ПО и продавать его другим отделениям Сбербанка, но до состояния "коробочного продукта" его довести не удавалось. Правда, опыт работы и общения выявил и другие нужды заказчика - потребность не только в ПО, но и в компьютерной технике. Сотрудники "Коммед" занялись поставками, начали работать с дистрибьюторскими компаниями "Стиплер", Merisel.
Уже в 1992-1993 гг. стало ясно, что в регионе есть спрос на ИС для среднего и крупного бизнеса. И не просто крупного, а территориально-распределенного. Основным критерием при поиске заказчика было наличие в его структуре департамента ИТ. "Настоящих "сейлов" у нас не было, мы не могли выйти на высший уровень и, что называется, элегантно продать решение, - вспоминает Билаш. - Как правило, наши технические специалисты сотрудничали
с работниками ИТ-отделов клиента, общаясь с ними на понятном им профессиональном языке, и пытались решить их проблемы в рамках оговоренного бюджета".
И хотя вначале руководители "Коммед" вели бизнес, опираясь в основном на интуицию, и только позже освоили методы маркетинга и разработали стратегию развития компании, интуиция не подводила.
Компания весьма своевременно завязала отношения с Novell, одной из первых в стране получив статус авторизованного партнера. Своих проектировщиков и инсталляторов учили в Польше, так как в России в то время еще не было соответствующих учебных центров.
Работа на региональном рынке предопределяет необходимость "идти впереди своих клиентов, думать за них". Это в компании поняли рано. "Нам всегда не хватало знаний, но мы к ним стремились", - постоянно повторяет Сергей Билаш. В настоящее время в компании работает более 100 человек, среди них 32 специалиста, получившие сертификаты Microsoft, НР, Cisco, Novell, Avaya, SCO, Lotus, Lucent, Nortel, APC, Canon, Oki, Tally и др.
"Коммед" - организатор и участник многих региональных семинаров по проблемам ИТ. В 1997 г., по итогам опроса "Персона компьютерного рынка Омска", проводимого на ежегодной региональной выставке "Омский компьютер", Сергей Билаш вошел в первую тройку.
Широкий взгляд на сферу приложения своих возможностей позволил компании стать партнером ведущих мировых поставщиков. Сейчас "Коммед" - "золотой" партнер Novell, авторизованный партнер 3Com, авторизованный поставщик решений и авторизованный сервисный центр APC, авторизованный дилер AutoDesk, Compaq, Epson, NEC, Samsung, Viewsonic, ZyXEL.
Плюс авторизованный сервис-центр Canon и Oki. Дальше идут более сложные статусы: премьер-партнер Cisco и прямой партнер в области системной интеграции HP. И так далее, и так далее...
В 1997 г. "Коммед" открыла первый в городе розничный магазин "Компьютерная галерея".
Несмотря на то что предлагаемые решения "Коммед", как и большинства региональных компаний, в основном связаны с оборудованием на платформе Intel, здесь с интересом занялись освоением альтернативных технологий - компьютеров на RISC-процессорах. Приобретали оборудование и IBM, и HP, и Sun, изучали его, предлагали заказчикам. Одновременно осваивали методы построения распределенных сетей, эффективного управления ими, обеспечения безопасности данных и др. Хотя и понимали: региональный рынок для таких предложений ограничен, возможные клиенты - это либо естественные монополии, либо органы государственной власти и, конечно, финансовый сектор.
Разборчивость - не порок
На определенном этапе в "Коммед" стали размышлять также о терминологии и методологии, придя к выводу, что "все это называется сетевой интеграцией".
Сергей Билаш считает, что термин "системная интеграция" определен нечетко и многие компании называют себя системными интеграторами необоснованно. С его точки зрения, чтобы быть настоящим системным интегратором, кроме "общего сетевого уровня", необходимо иметь в арсенале и прикладные программные продукты, позволяющие решить конкретные задачи предприятия, и специалистов, способных спроектировать ИС для решения таких задач, в том числе и специалистов в области консалтинга, занимающихся организацией и реинжинирингом бизнес-процессов.
Сергей очень осторожен в терминологии, потому что "Коммед" имеет немалый опыт работы с прикладным уровнем. "Когда мы закончили работу над своим банковским ПО, то пришли к выводу, что нам не стоит заниматься разработкой прикладных систем", - замечает он. Опыт этой разработки был и удачным, и неудачным. К удачам он относит понимание того, что такое индустриальное программирование, как нужно управлять проектом, что такое внутренние стандарты компании и т. д.
Поняв, что сектор банковского ПО для компании не представляет большого делового интереса, в "Коммед" стали более прагматичными и обратили внимание на сферу торговли. Внедрение систем управления торговлей и финансово-хозяйственной деятельностью было признано более эффективным для развития бизнеса. Решили, правда, что в ближайшее время разрабатывать сами ничего не будут, возможны только "доработки". Направление прикладного программирования было переориентировано на поддержку системного ПО и прикладных систем.
В результате был определен набор, с точки зрения специалистов "Коммед", "квалифицированно разработанных продуктов и технологий". В качестве базовых систем для управления финансово-хозяйственной деятельностью выбраны зарубежные разработки.
Сергей Билаш полагает, что тогда, в 1994-1995 гг., отечественного ПО с необходимыми характеристиками не было, и объясняет это тем, что "наши системы шли от решения частных задач к общим. Они "росли" из бухгалтерии, а отсюда было невозможно перейти к управлению финансовыми операциями, персоналом, маркетингом, логистикой".
Глава "Коммед" подробно рассказал, каким требованиям должна была удовлетворять система и каким требованиям - ее поставщик, что было обязательным, а что неприемлемым. Но так и не назвал фирму-разработчика ПО, с которой "Коммед", в конце концов, начала работать, ссылаясь на то, что это было бы несправедливо по отношению к другим, а также к своим коллегам и конкурентам. По его мнению, каждый выбирает то, что ему необходимо, но кричать об этом вовсе не стоит.
Об отечественных разработчиках ИС для предприятий Сергей Билаш вообще говорить отказался, чтобы не выделять одних и не обижать других и ничего не советовать, особенно своим коллегам.
Мера ответственности
Большинство из нас уже перестали вспоминать о кризисе 1998 г., может быть, потому, что нам кажется, будто все его последствия уже позади, а может быть, потому что опасаемся новых кризисов. Но Сергей Билаш рассказывает о 1998 г. с особым чувством.
Компания развивалась, вспоминает он, "очень бурно, никакого антикризисного плана не существовало". У "Коммед" не было черного оборота, работали через российские банки, делали ставку на тогдашних лидеров банковской системы. Отсюда и результат: "... все деньги мы тогда потеряли в "проблемных" банках".
Как выбирались? Да как многие. Переориентировались на госпредприятия, на малый бизнес, потихоньку выровнялись.
Пожалуй, никто из тех, о ком мне приходилось писать в рубрике "Люди и фирмы", с таким тяжелым чувством не вспоминал о кризисе. Видимо, находясь далеко от центра, создав серьезную фирму, осознав свою силу и необходимость, Сергей Билаш в то же время ощутил, насколько созданное им хрупко, насколько зависимы от обстоятельств люди, работающие рядом с ним, и насколько велика ответственность, лежащая на руководителе. Да и вообще - что будет со страной?
Своеобразие рынка
По мнению Сергея Билаша, основное отличие региональных рынков от столичного - недостаток финансовых средств и квалифицированного персонала у большинства клиентов, даже в ИТ-департаментах.
Сегодня, опираясь уже не на интуицию, а на большой опыт и хорошо подготовленных специалистов по маркетингу, "Коммед" предлагает различные варианты финансирования (кредитование, отсрочки или рассрочки платежей, взаимозачеты) и выполнения проектов.
Особенности региона вносят определенное своеобразие в ведение бизнеса, но, в сущности, не мешают компании развиваться. Другое дело - веяния последнего времени, связанные с тенденцией к централизации управления. Как и многие региональные руководители, Сергей Билаш отмечает повышение интереса местных компаний и региональных отделений коммерческих и властных структур, "прописанных" в столице, к сотрудничеству с московскими ИТ-фирмами, что, естественно, не вызывает у него особого восторга. Но это и не повод для отчаяния. В любом случае правильно выстроенная структура и верно понятые цели - хорошая основа для того, чтобы бизнес "Коммед" развивался.