До последнего времени компания «Интеллект-Сервис» была известна как поставщик готовых тиражных решений с параметрическими настройками, которые не допускают исправлений и дополнений со стороны продавцов-внедренцев. Но весной этого года поставщик объявил, что создан новый продукт: в «БЭСТ-ОФИС 3.0» интегрирован язык VBA (Visual Basic for Applications) корпорации Microsoft. Таким образом, «...программный пакет объединил готовое решение и мощный инструментарий для развития системы. С помощью VBA можно реализовать требуемую бизнес-логику, модифицировать электронные формы ввода данных, разработать новые приложения в рамках «БЭСТ-ОФИС», а также создать вспомогательные макросы».
В июле компания «Интеллект-Сервис» провела однодневный семинар для руководителей компьютерных фирм и специалистов по внедрению программных продуктов под названием «Современное управление малым предприятием. Программный комплекс «БЭСТ-ОФИС»: готовое решение для пользователя и мощный конструктор (VBA) — для программиста». В работе семинара приняли участие представители 40 компаний из Москвы, Твери, Волгодонска и других городов.
По мнению Николая Комлева, генерального директора Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис», превращение коробочного продукта в программу-конструктор — логичный путь развития тиражных решений. Чаще всего фирмы-разработчики подобных программ не занимаются их внедрением, передавая эту функцию партнерам. Классические примеры такого подхода — компании «1С», «Инфобухгалтер», R-Style Software Lab. В этой ситуации программы-конструкторы играют роль гаранта стабильности. Любая экономическая система жизнеспособна только тогда, когда у каждого ее звена есть возможность заработать деньги. А программы-конструкторы — это как раз то, что позволяет партнерам выжить не столько за счет перепродажи коробок, сколько за счет внедрения системы и дальнейшего обслуживания клиентов. Особенно это актуально в регионах, где потенциальных клиентов не так много, чтобы компания могла существовать только за счет продаж.
Создание программы-конструктора — один из этапов эволюции тиражного продукта. Обычно типовое решение со временем стремятся сделать универсальным, программа «обрастает» большим количеством функций, увеличивается в размере, требуя больше ресурсов для работы. При этом каждый клиент использует не более 20% всех имеющихся функций.
Чаще всего именно в этот момент разработчики и принимают решение о превращении программы в «конструктор»: часть функций «убирается», часть становится универсальными, остальные устанавливают партнеры или сами пользователи при помощи встроенных средств настройки. Стоит отметить, что на этом развитие тиражных продуктов не заканчивается: через некоторое время образуется многочисленная группа заказчиков, которые считают работу с «конструктором» сложной и необязательной. Тогда фирма-разработчик или ее партнеры начинает выпускать так называемые настройки — специализированные отраслевые «ненастраиваемые» программные продукты.
«БЭСТ-ОФИС» стал более гибкой системой, и если раньше партнеры «Интеллект-Сервиса» могли только завидовать своим конкурентам, то теперь сами имеют возможность настраивать программу по желанию заказчика. Но здесь есть и свои минусы: «Интеллект-сервис» получит так называемую проблему новых ошибок, возникающих при некорректной работе системы, прошедшей настройку. При этом встает и вопрос о распределении ответственности. Поставляя целостную систему, разработчики знают, за что отвечать. При выявлении ошибок выпускаются «релизы» по их исправлению и новые версии. А исправлять ошибки, появившиеся при настройке программы партнерами, в большинстве случаев придется также разработчикам. Большинство звонков, особенно в первое время, будут адресованы вендору. Ведь бухгалтеру не важно, почему не работает программа — из-за халатности внедренца или из-за проблем в стандартном решении.