Когорта гигантов компьютерной индустрии тает. Былые конкуренты вынуждены объединиться, чтобы выжить. Компания Compaq, один из пионеров индустрии ПК и ее многолетний лидер, теряет независимость - ее поглощает компания НР. В результате этой сделки, одной из крупнейших за всю историю индустрии высоких технологий, создается гигантская компьютерная компания, по обороту лишь незначительно уступающая IBM.

Бомба

О том, что Hewlett-Packard поглощает своего конкурента Compaq, было объявлено поздно вечером 3 сентября. Сделка, единодушно одобренная советами директоров обеих компаний, должна произойти путем обмена акциями из расчета 0, 6325 акции НР за одну акцию Compaq. В день объявления стоимость сделки оценивалась в 25 млрд. долл. (по текущему курсу акций HP).

Акционеры НР будут владеть примерно 64% акций объединенной компании, акционеры Compaq - примерно 36%.

Объединенная компания сохранит название Hewlett-Packard, а ее штаб-квартирой станет Пало-Альто, родина НР. Главным управляющим и председателем правления компании будет Карли Фиорина, ныне главный управляющий и председатель правления НР; пост президента займет Майкл Капеллас, ныне главный управляющий и председатель правления Compaq.

Сделка произвела эффект разорвавшейся бомбы, став полной неожиданностью для подавляющей части ИТ-сообщества. Но по крайней мере у одного человека она не вызвала удивления и стала лишь материализацией его прогнозов. В январе этого года Эндрю Нефф, аналитик американской инвестиционной компании Bear Stearns, в своем отчете, вызвавшем тогда много шума и волну критики, призвал к крупномасштабной консолидации мирового компьютерного бизнеса. В числе его рекомендаций была и такая: НР следует купить Compaq.

По объему продаж ПК Compaq сейчас занимает второе место в мире (вслед за Dell), а НР - третье. Особенно сильны позиции обеих компаний на розничном рынке США - в совокупности они контролируют примерно две трети продаж настольных ПК.

По мнению экспертов, катализаторами этой сделки стали два обстоятельства. Первое - весьма тревожная ситуация на мировом компьютерном рынке. Как ожидается, в этом году объем продаж ПК в США снизится на 10%, снизится также объем продаж ПК в целом в мире - впервые за последние 15 лет. Страдают от этого все ведущие компьютерные компании. Compaq уже объявила об увольнении в этом году 8,5 тыс. человек, а НР - 7 тыс. человек. В июле НР сообщила, что в этом году оборот компании будет ниже уровня 2000 г. на 14-16%. Второе - ценовая война, объявленная в начале года компанией Dell.

Сделка HP-Compaq подлежит утверждению антимонопольными органами США и Европейского сообщества, причем, как ожидают эксперты, она скорее всего будет одобрена - несмотря на занимаемые компаниями рыночные позиции и масштабы их бизнеса. Правда, при этом от НР могут потребовать продажи некоторых ее подразделений.

Подробный план действий по объединению бизнеса HP и Compaq будет разработан в течение ближайших 100 дней. Все формальности по совершению сделки должны быть выполнены в первой половине 2002 г., а полноценная деятельность объединенной компании начнется в 2003 г.

Если сделка HP-Compaq состоится, то в мировой ИТ-индустрии останется большая тройка изготовителей ПК - Dell, IBM и HP.

Но эта тройка, видимо, продержится недолго. По мнению многих аналитиков, в частности уже упоминавшегося выше Эндрю Неффа, IBM вскоре может выйти из этого бизнеса, продав его компании Dell*. По слухам, в Dell уже курсируют некие внутренние материалы о возможности такого развития событий.

Ближайшие перспективы: розы и шипы

"Это круто (cool. - Ред.)", - говорят, именно такой была первая реакция на сделку HP-Compaq Теда Уэйтта, главного управляющего компании Gateway, которая сама сейчас переживает основательную реорганизацию и намерена сократить до 25% персонала.

Реакция биржи была более определенной и явно неодобрительной - инвесторы встретили сообщение о сделке без энтузиазма. Уже через два дня акции НР упали почти на четверть, а через неделю стоили на 22% дешевле, чем 3 сентября, а акции Compaq - на 14%. Так что стоимость сделки снизилась до 19,3 млрд. долл.

Не испытывают энтузиазма и многие аналитики. Они обращают внимание на отсутствие явных преимуществ, которые принесет слияние HP и Compaq, если не считать сокращение издержек (после 2003 г. оно может достигнуть 2,5 млрд. долл. в год), а также на очень трудный и длительный процесс объединения компаний.

Конечно, оценивать последствия слияния для будущего компании HP и делать какие-либо прогнозы еще рано - до реализации объявленной сделки далеко (да и гарантии, что она состоится, все же нет), нет детальных планов реорганизации бизнеса, неизвестны намерения НР в отношении брэнда Compaq и т. д.

Но некоторые важнейшие решения уже приняты. Так, известно, что в объединенной компании будет четыре основных подразделения: 1) производство средств обработки изображений и печати, 2) производство средств доступа (настольные и портативные ПК, а также карманные устройства), 3) производство компонентов инфраструктуры ИТ (серверы, системы хранения данных и соответствующее ПО), 4) профессиональные услуги и сервис. Уже назначены руководители этих подразделений: трое из них - это представители НР, один - представитель Compaq.

Как ожидается, по крайней мере до начала 2002 г., продуктовые линейки, выпускаемые обеими компаниями, останутся без изменений.

Одна из главных проблем, стоящих перед HP+Compaq, заключается в том, что эти компании очень похожи по своему профилю: примерно одна треть оборота НР и примерно половина оборота Compaq приходятся на ПК и серверы на платформе Intel. Предложения компаний в области ПК и ПК-серверов примерно одинаковы. То же можно сказать о Unix-системах и системах хранения данных. Правда, НР явно лидирует в области сетевых продуктов, в то время как по системам хранения данных сильнее позиции у Сompaq. Как бы ни хотелось руководителям HP и Compaq, чтобы компании взаимно дополняли друг друга, оснований для этого мало. Сокращение столь сильно перекрывающегося ассортимента продукции неизбежно, особенно на фоне нынешнего неблагоприятного состояния рынка.

Так что руководству НР предстоит непростой выбор. От того, в пользу каких линеек он будет сделан, зависит и позиция компании в отдельных сегментах рынка, и отношение к ней партнеров, многие из которых уже успели привыкнуть к одному из громких имен - HP или Compaq.

К сожалению, самой крупной частью бизнеса HP-Compaq (суммарно 29 млрд. долл. из общего оборота 87,4 млрд. долл. за последние четыре квартала) по-прежнему является производство ПК (настольных, портативных и карманных). В условиях, когда количество продаваемых ПК сокращается, а их цены снижаются, наличие двух почти одинаковых линеек ПК - не самое лучшее наследство.

Еще один стратегический вопрос - организация производства ПК. До сих пор HP и Compaq применяли разные модели. В то время как первая передала сборку практически всех своих ПК субподрядчикам, вторая в последние годы стремится построить систему сборки по заказам, подобную той, которой пользуется Dell. Руководству НР предстоит решить - принять одну из этих моделей и какую именно или попытаться как-то совместить их.

Разные судьбы

Как показывает опыт предыдущих крупных слияний, налаживание совместной жизни не будет для HP и Compaq легким.

Целый ряд важных признаков - название объединенной компании, соотношение долей акций - 2/1 в пользу НР, расположение штаб-квартиры на родине НР, уже объявленные кадровые решения - свидетельствует о том, что позиция НР в новой компании будет явно доминирующей.

Сходство корпоративных культур HP и Compaq, конечно, облегчает задачу. И все же... Сумеет ли руководство НР решить все возникающие проблемы? Проще говоря, сможет ли НР "переварить" Compaq?

В этой связи уместно вспомнить знаменитую фразу Дэвида Паккарда, одного из создателей НР, приведенную в его книге "The HP Way" и касающуюся трудностей, связанных с поглощением другой компании: "Смерть в бизнесе чаще наступает не от голода, а от несварения".

Не менее интересный вопрос - судьба наследия Compaq, ее брэнда, торговых марок, производственного и кадрового потенциала в рамках объединенной компании.

Некоторые эксперты не исключают, что Compaq может повторить судьбу Digital. Напомним, что в 1998 г. Compaq приобрела компанию Digital, одну из старейших и крупнейших в мире с огромным потенциалом в области передовых технологий и профессиональных услуг. Однако за прошедшие три года подразделения Digital были частично распроданы, частично растворились в недрах Compaq, и сейчас на рынке нет ни имени Digital, ни части ее торговых марок.

В России

Компании HP и Compaq устойчиво лидируют среди зарубежных поставщиков компьютеров на российский рынок, занимая особенно сильные позиции в области серверов, хотя по продажам настольных ПК уступают ряду ведущих отечественных сборщиков.

По оценкам Экспертно-аналитического центра "СК Пресс", суммарная доля компьютеров НР и Compaq на отечественном рынке составляла в 2000 г. примерно 5,2% (по количеству).

Поскольку обе компании придерживаются сходной политики продаж, а их партнерские сети в значительной степени перекрываются, то ожидать роста продаж и увеличения доли объединенной компании на рынке просто за счет расширения канала сбыта вряд ли приходится.

Первая реакция крупных игроков рынка на слияние HP и Compaq весьма сдержанная, некоторые просто уклонялись от комментариев, что вполне объяснимо - информации совершенно недостаточно.

Московское представительство НР на момент сдачи этого номера CRN/RE в печать не давало никаких комментариев.

Святослав Сорокин, директор по продажам и маркетингу московского офиса Compaq, все же согласился прокомментировать событие.

"Очевидно, что до момента официального слияния никаких организационных изменений происходить не будет, - сказал он CRN/RE. - И НР, и Compaq работают как две независимые, более того, конкурирующие организации и продолжат быть таковыми до объявления об успешном завершении сделки, на что по нашим оценкам может потребоваться не менее 6-9 месяцев. Говорить о том, как все сложится дальше, сегодня преждевременно. Официально на сегодняшний момент известно, что ядро новой объединенной организации будут составлять четыре основных подразделения (информационная инфраструктура, сервис, средства доступа и устройства печати и обработки изображений). Кроме того, никакая организация не сможет существовать без сильной структуры по продажам и маркетингу. Могу предположить, что данные структуры будут существовать и на уровне региональных офисов в отдельных странах. НР и Compaq - это, пожалуй, сильнейшие на сегодня западные компании на российском компьютерном рынке. Их объединение означает, что наши совокупные позиции могут только усилиться, и мы надеемся, что это обернется на пользу и нашим заказчикам".

В то же время, судя по прошлому опыту слияния компаний (в частности, ситуации трехлетней давности, когда Compaq приобрела Digital), вполне вероятно, что первое, с чем могут столкнуться партнеры и заказчики HP и Compaq, - это чехарда с поставками в течение ближайших нескольких месяцев: удлинение сроков, путаница с документами и т.п.

Если же говорить о более долгосрочных последствиях, то наибольшие сложности могут ожидать те компании, которые сделали основную ставку на технику Compaq и которым, возможно, придется перестраиваться - менять канал закупок, заново сертифицировать специалистов, уговаривать клиентов и т.д.

Первой в ряду таких компаний приходит на память, естественно, КРОК, уже в течение 7 лет занимающая позицию системного реселлера № 1 у Compaq. Правда, одновременно КРОК взаимодействует и с НР, хотя и в гораздо меньших масштабах. Поэтому генеральный директор Борис Бобровников настроен оптимистично.

"КРОК не первый год является партнером компании НР и имеет статус Business Partner, у нас ... сложились позитивные рабочие отношения на уровне менеджеров компаний, - говорит он. - Соответственно мы имеем все предпосылки для сохранения ведущих позиций среди партнеров объединенной компании, а при необходимости готовы за это и побороться. Наш 9-летний опыт внедрения ИС становится более актуальным; ... подобная ситуация позволяет нам значительно расширить сферу деятельности нашей компании и приобрести новых клиентов".

По его мнению, российские заказчики могут выиграть с точки зрения сервиса компьютерной техники HP и Compaq, так как общее число сервис-центров у объединенной компании на территории России приблизится к 100.

Видимо, меньше всего осложнений возникнет у тех ведущих компаний, которые уже имеют статус дистрибьютора и HP, и Compaq, например ЛАНИТ, RSI, Verysell Distribution.

Объединение HP и Сompaq дает им возможность занять очень сильные позиции в бизнесе новой гигантской компании со всеми вытекающими преимуществами. В то же время появление вендора с очень большой долей в бизнесе дистрибьютора делает последнего слишком зависимым от политики этого вендора на рынке и от состояния отношений с ним - любые "зигзаги" могут больно отразиться на бизнесе дистрибьютора. По отношению к НР+Compaq это пока в теории...

К тому же широкопрофильный дистрибьютор по основным товарным группам не может иметь только одного поставщика, каким бы именитым и разносторонним он ни был. Необходима альтернатива, особенно в области серверов. В этой ситуации могут выиграть прежде всего такие компании, как IBM и Sun Microsystems.

"В бизнесе RSI доли НР и Compaq составляют в совокупности более 60% объема продаж, - сообщил CRN/RE генеральный директор компании RSI Василий Васин. - Однако, я полагаю, что в краткосрочной перспективе их слияние на бизнес-процессы RSI повлияет мало. Для нас важно сохранение четкости поставок, исполнение сроков и доступность. Пока, хотя времени прошло совсем мало, мы изменений к худшему не наблюдаем. Что будет дальше, узнаем, когда сделка пройдет через антимонопольные инстанции и будет утверждена, а также будет анонсирована стратегия развития единой компании".

Юрий Ходос, генеральный директор компании Verysell Distribution, у которой суммарная доля техники HP и Compaq превышает 50%, сказал CRN/RE: "Сейчас еще рано говорить что-либо конкретное. Конечно, автоматического сложения долей HP и Compaq не будет. Но если бы такой монстр, каким станет HP+Compaq, приносил нам, скажем, 40% бизнеса, разве это плохо? Например, Digital Mashines работает только с IBM и очень неплохо себя чувствует. Но широкопрофильный дистрибьютор должен иметь альтернативу. У нас уже есть IBM, сейчас ее доля очень мала, но если поработать... Меня сделка HP и Compaq не расстраивает и не радует, но я и не индифферентен к ней; она заставляет меня серьезно задуматься".

Для компании "Дилайн", как считает генеральный директор Георгий Полихрониди, "ситуация складывается благоприятно, позволяя перенаправить ту часть канала, которая ориентировалась на Compaq, на закупки техники НР (напомним, что "Дилайн" имеет дистрибьюторский контракт с НР, а контракт с Compaq был расторгнут в начале 2000 г. по инициативе вендора. - А.П.). Это еще раз подтверждает правильность концепции one-stop shop, т. е. обеспечения максимальной широты товарного портфеля, что позволяет при различных сценариях чувствовать себя достаточно уверенно".