Еще в середине августа совет директоров компании «ЭпикРус» (бывшая Platinum Software) объявил о намерении вывести на российский рынок продукцию крупного поставщика ПО класса ERP. Скорее всего, это объявление было призвано напомнить о компании после летнего затишья, так как никаких подробностей сделки в то время не сообщалось.
Все прояснилось месяц спустя, когда состоялось подписание договора. Российская компания, до последнего момента продвигавшая (и гордившаяся этим) ПО только фирмы Epicor, решилась на сотрудничество с еще одним разработчиком. Им стала немецкая фирма Infor, имеющая опыт внедрения ERP-систем, в том числе и в Восточной Европе.
Необходимость сотрудничества с новой компанией, по мнению «ЭпикРус», назрела, так как в продукте Epicor сильна финансовая часть, а «производственная» составляющая «прописана» довольно слабо. Необходимо было найти решение, с хорошим «производственным» модулем. С начала года «ЭпикРус» проводила международный тендер, причем аналитики компании выбирали именно среди европейских программных продуктов класса ERP (3 немецкие и 2 французские компании). Российским же производителям даже не были разосланы предложения на участие в тендере.
Решение о партнерстве на российском рынке принималось на уровне советов директоров обеих фирм1. В результате этого «ЭпикРус» получила эксклюзивное право на распространение продукции Infor на всей территории бывшего СССР в течение восьми лет. По утверждению Ольги Петерсон, президента «ЭпикРус», эксклюзивное распространение ПО было одним из основных условий тендера: «Мы тратим слишком много сил для вывода новой торговой марки, чтобы после «раскрутки» отдать ее в чужие руки». Кроме того, специалисты «ЭпикРус» настаивали на финансировании работ адаптации продукта со стороны поставщика. Причем это должна быть не разовая акция, а постоянные «вливания», так как адаптация — процесс практически бесконечный. К настоящему моменту новый продукт силами специалистов «ЭпикРус» полностью переведен на русский язык, ведутся работы по созданию специальных производственных и управленческих отчетов.
В связи с добавлением в линейку второго решения «ЭпикРус» сменила статус: из компании, продвигающей одну систему, она перешла в ранг интеграторов ПО. Планов по переходу в системные интеграторы в компании пока не строят. А клиентская база остается прежней — рынок среднего бизнеса, к которому относят отдельные предприятия, входящие в состав холдингов; отделения и представительства зарубежных компаний и т. д. Именно для этих заказчиков «ЭпикРус» будет теперь предлагать три решения: два оригинальных от своих производителей и одно совместное. В настоящий момент уже создан специальный стыковочный «шлюз», позволяющий соединить два продукта. Интеграция происходит на уровне обмена данными. При этом из совместного решения, по утверждению представителей «ЭпикРус», будут убраны «слабые» модули2. Именно это, по мнению Ольги Петерсон, и сможет повысить конкурентоспособность нового продукта: «Все решения наших конкурентов имеют либо одну, либо другую сильную сторону, но никто пока не предложил сбалансированное решение».
Новые решения, получившие название «ERA точных решений», «ЭпикРус» предлагает с сентября 2001 г. По утверждению специалистов компании, первые клиенты (из числа постоянных заказчиков) уже есть. В большинстве случаев внедрения будут проводиться силами специалистов «ЭпикРус»3. Помимо ПО решение ERA включает в себя внедрение, обучение пользователей, техническую поддержку и т. д.
В связи с этим «ЭпикРус» планирует расширить свою структуру: на базе консультационной службы создается несколько новых отделов, увеличивается штат подразделений развития бизнеса, маркетинга и продаж. В настоящий момент в московском и санкт-петербургском отделениях «ЭпикРус» работают 150 человек.
По мнению Николая Комлева («Центр исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис»»), набор новых сотрудников может оказаться серьезной проблемой: «...сильных специалистов на рынке труда не хватает, а спрос на квалифицированных работников растет. При этом каких-либо специальных вузов по их подготовке пока не существует. Значит, будет расти их цена, усилится миграция кадров между партнерами «1С», компаниями «АйТи», «ЭпикРус», «Галактикой» и другими игроками этого рынка».
1 Выход на российский рынок Infor запланировала на 2003 г
2 В ПО Infor почти отсутствует финансовый бухгалтерский модуль. Пока в европейских странах еще существуют различные валюты и системы ведения финансового учета, Infor предлагает присоединять к своей «производственной» компоненте финансовые бухгалтерские модули других производителей.
3 У компании существует собственная партнерская сеть, но она очень немногочисленна. Кроме того, даже проверенные партнеры, как правило, принимают участие в проектах только частично, полный объем работ по установке систем «ЭпикРус» им пока не доверяют.