Разработчики бизнес-аналитики и других приложений для анализа данных все больше используют технологию расширенной визуализации данных (advanced data visualization, ADV), чтобы наглядно представить громадные объемы информации — так, чтобы это помогало специалистам по ее обработке быстрее и точнее интерпретировать результаты анализа.
В сегодняшнем мире быстро меняющихся громадных объемов данных статичные столбчатые и секторные диаграммы просто непригодны, пишет Forrester Research в своем отчете «The Forrester Wave: Расширенная визуализация данных, III квартал 2012 г.». Все чаще организации хотят иметь более динамичные, интерактивные методы и инструменты для руководителей подразделений и специалистов по анализу информации, чтобы они могли сразу видеть, лучше понимать результаты и — действовать.
«На множество организаций обрушивается град данных, им нужно быстро перерабатывать эти данные в деловые решения», — говорит Стив Адамс, исполнительный директор компании ИТ-услуг Linalis из Женевы (Швейцария), которая разрабатывает решения бизнес-аналитики.
И если большинство типичных инструментов BI ориентированы на аналитиков или немногих избранных ключевых руководителей, то средства ADV рассматриваются как возможность предоставить преимущества и мощь BI более широкой аудитории.
«Речь идет о том, чтобы вооружить конечного пользователя, подготовить его к самостоятельным действиям», — говорит Дэн Поттер, менеджер по маркетингу продукта IBM, отвечающий за Cognos Insight, инструмент изучения и визуализации данных («открытия новых данных», говорит он), который появился в марте.
ADV «выявляет тенденции и закономерности в данных, которые не всегда легко увидеть», — говорит Майкл Коркоран, директор по маркетингу компании Information Builders.
Ограничения, свойственные прежним средствам представления данных, затрудняют выявление закономерностей и трендов, говорится в отчете Forrester. Часто они способны охватить лишь несколько измерений или атрибутов: время, регионы, продукты и т. п.
Средства ADV могут представить информацию, используя множество (даже десятки) измерений, или атрибутов. Некоторые способны создать анимированную визуализацию, чтобы показать, например, изменения объемов продаж продукта за какой-то период времени, так что пользователю не нужно просматривать и сравнивать между собой несколько отдельных диаграмм. Результаты анализа могут быть представлены в виде трехмерного графика, серии «приборных панелей», «тепловой карты» (где для разных величин используются разные цвета) или геопространственной карты, где данные наложены на чертеж земной поверхности.
Кроме того, инструменты ADV гораздо более интерактивны. Пользователи могут делать визуальные запросы к данным, манипулируя частями графиков или диаграмм, например, меняя такой параметр, как время, чтобы посмотреть результаты анализа для разных периодов, или могут «ухватить» подмножество данных, чтобы глубже изучить один определенный сегмент результатов.
Также инструменты ADV часто привязаны к «живым» источникам данных, так что результаты анализа динамично обновляются по мере изменения данных, что очень важно в таких областях, как финансовые услуги или биржевые торги, где пользователи должны анализировать непрерывный поток информации.
Потребность в этих новых инструментах визуализации данных стимулируется приходом Big Data — взрывным ростом объемов и разнообразия данных, которые организациям нужно теперь собирать и анализировать не только из традиционных бизнес-систем, но и из других источников, таких как Twitter, Facebook и другие социальные сети.
Спрос на ADV обуславливает также потребность в мощных, недорогих blade-серверах и свободном ПО, таком как Hadoop, давая фундамент для сбора и обработки больших объемов данных, но сами по себе они еще не упрощают понимание результатов анализа. Еще одна движущая сила — растущее использование технологии СУБД-в-памяти, в частности интегрированных устройств HANA от SAP и Oracle Exalytics Machine, которые также ускоряют обработку данных.
Этот спрос открывает возможности для поставщиков решений, работающих в сегменте BI.
К примеру, Linalis разрабатывает BI-решения, включающие ПО бизнес-аналитики и визуализации данных от Pentaho. Среди заказчиков — госструктуры и организации, которым нужна бизнес-аналитика с функциями геопространственного представления, а также фирмы, участвующие в биржевых торгах, которым требуется, например, быстро выявлять тренды курсов акций.
До последнего времени немногие заказчики знали о преимуществах технологии расширенной визуализации данных. Но ситуация меняется. «Это все чаще становится предметом обсуждения перед продажей», — сказал Адамс, добавив, что технология ADV фигурировала почти в половине последних сделок Linalis.
На сегодня 40% расходов на бизнес-аналитику приходится на руководителей подразделений, а не на ИТ-директоров, говорит Поттер из IBM. Это означает, что продажа ПО бизнес-аналитики требует знания вертикалей, чтобы разработать аналитические модели, метрику и основные показатели именно для этой области. «Глубокое знание конкретной отрасли, которое привносят партнеры в канале, чрезвычайно важно», — отметил Поттер.
«Я полагаю, что снижение стоимости технологии помогает компаниям СМБ — они смогут использовать все возможности ADV», — вторит ему Скотт Ван Валкенбург, старший директор по альянсам SAS. И многие из этих продаж будут проходить через канал, сказал он.
Компания Adaptive Solutions, разработчик корпоративных решений управления информацией, наблюдает, как продажи ПО Cognos Insight от IBM помогают ей обрести новых заказчиков и расширить отношения с уже существующими.
Пример — один из заказчиков Adaptive Solutions, который планировал внедрение общекорпоративной системы BI, но потом решил ограничиться лишь штаб-квартирой компании, рассказал Уэйн Милано, управляющий партнер Adaptive Solutions. В рамках пилотного проекта VAR внедрил Cognos Insight как автономное решение для служащих за пределами главного офиса, чтобы познакомить их с BI. Потом их можно будет интегрировать с корпоративной системой BI-системой. когда она будет построена, сказал Милано.
В отчете Forrester названы лидеры рынка ADV: Tableau Software, IBM, Information Builders, SAS, SAP, Tibco и Oracle. Forrester исходил из богатства их ADV-функциональности, стратегии продукта и доли рынка. Microsoft, MicroStrategy, Actuate, QlikTech, SpagoBI и Panorama Software были отнесены в категорию «сильных игроков», а Jaspersoft и Pentaho — в группу заслуживающих внимания, поскольку они предлагают «60–80% функциональности ADV по цене в несколько раз ниже» ведущих продуктов.
В июне Pentaho одержала большую победу, когда Dell заключила сделку по продаже ее ПО бизнес-аналитики, включая и функции ADV; оно войдет в состав Dell Apache Hadoop Solution.
ПО Cognos Insight построено на проприетарном процессоре OLAP-в-памяти (оперативной аналитической обработки) TM1. Одно из преимуществ продукта — его способность задействовать другие технологии IBM, в том числе ПО расширенной аналитики SPSS Modeler, пишет Forrester.
Пакет VizQL от Tableau Software назван в отчете ведущим ADV-продуктом, который может использоваться в сочетании с другими BI-платформами, где отсутствует функциональность ADV. Аналогичным образом может использоваться ПО Spotfire Analytics от Tibco.
Коркоран из Information Builders говорит, что его компания давно встроила расширенную визуализацию данных в свое ПО бизнес-аналитики WebFocus. Новая версия WebFocus 8, которая начнет поставляться в IV квартале, будет включать перестроенную архитектуру метаданных, которую могут задействовать партнеры-ISV, чтобы строить SaaS-приложения с функциями ADV.
Пакеты BusinessObjects Explorer и Visual Analytics компании SAP обрели новую жизнь с выпуском интегрированных устройств HANA, пишет Forrester. Джон Уилкинсон, вице-президент SAP, отметил, что бизнес-аналитика для компаний среднего размера стала одним из самых быстрорастущих сегментов рынка BI.
SAS является крупным игроком в пространстве ADV со своим ПО визуализации и анализа SAS JMP для ПК и более мощным предложением SAS Visual Analytics. Специализированная система вычислений-в-памяти Exalytics от Oracle также выводит на более широкий рынок ADV-функциональность в Oracle Business Intelligence Enterprise Edition.
Сегодняшние средства ADV используют несколько разных технологий рендеринга, в том числе Adobe Flash/Flex, Microsoft Silverlight, Ajax/JavaScript, Java или JavaFX, Dojo, GWT, ExtJS, jQuery, ASP.Net Ajax, Oracle ADF и SVG, сообщает отчет Forrester. Но последняя тенденция — консолидировать все эти технологии в рамках нового платформно-независимого стандарта HTML5.