Осенью в Барселоне состоялся уже ставший традиционным форум компании Citrix. Продукты и решения этого вендора сегодня одни из наиболее востребованных, ведь Citrix специализируется в области разработки средств виртуализации и доставки приложений на любые клиентские устройства. Эта ниша развивается быстрее и динамичнее других направлений ИТ-индустрии, и чтобы оперативно информировать партнеров и заказчиков о новых тенденциях и продуктах, руководством Citrix было принято решение в дополнение к ежегодному саммиту, который проводится весной в Америке, проводить такое же мероприятие осенью в Европе.
По масштабам, представительности и числу участников форум в Барселоне ничем не уступал майской конференции в Сан-Франциско. В Испанию приехали более 6 тыс. человек — представители компаний-партнеров и заказчиков. Было проведено более 70 семинаров и «круглых столов», на которых обсуждался широкий круг вопросов — от методов продвижения продукции Citrix, маркетинговых и партнерских программ до особенностей построения облачных решений и доставки контента на различные платформы, в том числе мобильные. Строго говоря, параллельно проводилось два мероприятия: Citrix Summit, целевая аудитория которого — игроки канала сбыта, и Citrix Synergy — технологический форум, рассчитанный в основном на системных интеграторов, внедряющих решения вендора, и на корпоративных заказчиков (специалистов и руководителей отделов ИТ, а также топ-менеджеров, принимающих решения о закупках и технической модернизации предприятий). Задача, которую ставил перед собой вендор, — не только рассказать о существующих системах и тех выгодах, которые заказчик получает от их внедрения, но и познакомить клиентов со стратегией развития продуктов. Ведь заказчик вряд ли купит даже самое хорошее решение, если он не видит перспектив и не понимает, каких шагов можно ожидать от поставщика.
В рамках конференции была развернута выставка, на которой свои решения демонстрировали крупнейшие стратегические партнеры Citrix — Microsoft, Cisco, Samsung, Fujitsu, NetApp, Dell, HP, AppSense, Ncomputing, LG, Bit Defender, Trend Micro и др.
Главная повестка дня барселонского форума, определившая тематику всех выступлений и дискуссий, как в любом месте и в любое время обеспечить быструю и безопасную доставку контента на любое устройство. Основные акценты были сделаны на мобильных и облачных технологиях, а также на концепции BYOD (Bring Your Own Device — принеси свое собственное устройство), что вполне объяснимо, поскольку именно эти ниши будут определять развитие всей ИТ-индустрии в ближайшие годы. По оценкам специалистов компании Cisco, к 2015 г. трафик, передаваемый смартфонами, вырастет более чем в 50 раз. К 2016 г. в мире будет 10 млрд. мобильных устройств, а к 2020 г. более 30% всех ИТ-ресурсов и приложений перейдет в облако. Эксперты также прогнозируют, что к 2015 г. мировой объем рынка решений для доступа к данным и совместной работы в режиме онлайн достигнет 5 млрд. долл. Сегмент облачных сетей и облачных платформ вырастет до 6 млрд. долл., а систем для виртуализации настольных приложений, включая мобильные корпоративные решения и услуги Windows as a Service, будет продано на 8 млрд. долл.
Указанные тенденции создают благоприятные условия для развития бизнеса Citrix. Как отметил в своем выступлении Марк Темплтон, президент и главный управляющий Citrix, обороты копании в течение последних 10 лет быстро росли, и даже во время острой фазы кризиса в 2008–2009 гг. объемы продаж не упали. По итогам 2011 финансового года выручка составила 2,21 млрд. долл. и, по прогнозам специалистов, в этом году превысит 2,5 млрд. долл. Для сравнения отметим, что в 2002 г. оборот Citrix составлял примерно 500 млн. долл.
Надо сказать, что продуктовый портфель компании довольно обширный. Помимо флагманских продуктов, обеспечивающих связь ЦОДов или облаков с терминальными устройствами пользователей, Citrix предлагает сетевые решения, в частности балансировщики нагрузки и системы для оптимизации трафика. Доля этой продукции в обороте компании достигает 25%. Еще порядка 20% бизнеса — это решения SaaS. Широкий ассортимент позволяет охватить заказчиков любого масштаба. Так, по итогам первых девяти месяцев 2012 г. структура канальных продаж выглядела следующим образом: 21% поставок пришелся на глобальные корпорации, 31% — на крупных корпоративных заказчиков, 30% — на корпорации средних размеров и 18% — на предприятия СМБ. Представители Citrix отметили, что канал играет ключевую роль в продвижении и внедрении продуктов. 91% всех доходов в минувшем году вендор получил от своих партнеров. В свою очередь, Citrix инвестировала в развитие канала сбыта 140 млн. долл. Эффективность работы партнеров во всем мире за последний год выросла на 12%, а в регионе ЕМЕА — на 22%.
В России бизнес Citrix также развивается высокими темпами. По словам Сергея Позднякова, главы представительства компании в России и СНГ, прошлый год был очень удачным. Быстро растут продажи балансировщиков нагрузок. По результатам первых трех кварталов нынешнего года объем продаж этих устройств увеличился примерно на 300% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Вдвое увеличились поставки решений для виртуализации рабочих станций. В целом оборот Citrix в России по итогам первого полугодия прибавил почти 45% по сравнению с первым полугодием 2011 г., а по итогам первых трех кварталов — 35%. Увеличилась и команда московского офиса: сейчас она насчитывает 25 человек.
Как сообщил Дмитрий Тихович, менеджер по работе с партнерами, в России у Citrix два дистрибьютора — ОЛЛИ и OCS. Количество партнеров второго уровня (реселлеров и системных интеграторов) сейчас порядка двух сотен. Сергей Поздняков отметил, что увеличивать число дистрибьюторов ни сейчас, ни в ближайшем будущем не планируется.
«Сегодня наблюдается взрывной интерес к технологиям и продуктам Citrix, поэтому вполне возможно, что через два-три года увеличение оборота в процентном отношении можно будет выразить и трехзначной цифрой, — говорит Дмитрий Тихович. — В подобных условиях для компании, работающей только через канал, состояние партнерской сети становится наиболее актуальной задачей. Помимо более глубокого сотрудничества с существующими партнерами, в наши планы входит развитие новых для нас компаний-интеграторов».
Работа с каналом будет вестись по трем направлениям:
-
география: укрепление позиций в ключевых регионах России и странах СНГ;
-
компетенции: Citrix является мировым лидером в таких сегментах ИТ-рынка, как виртуализация, корпоративная мобильность и совместная работа, облачные вычисления и услуги. В связи с этим имеет смысл выделять группы партнеров, обладающих компетенциями в указанных сегментах рынка, или же партнеров, готовых инвестировать в тот или иной сегмент;
-
индустриальные решения: ряд партнеров разрабатывают специализированные индустриальные решения, в которых используют технологии Citrix.
По словам Артема Панина, эксперта отдела инфраструктурного ПО компании IBS Platformix, интерес российских заказчиков к продуктам и решениям Citrix традиционен: многие хорошо знакомы с «классическим» терминальным решением вендора, а благодаря общему тренду «виртуализации» заказчики проявляют интерес к решениям VDI (виртуализация рабочих мест). По мере стабилизации экономики компании стали вновь наращивать свои филиальные сети, что также способствует повышению интереса к сетевым решениям типа Citrix, так как проблема с плохими каналами связи для нашей страны все еще актуальна.
«По сравнению с прошлым годом мы смогли значительно увеличить объем продаж, — комментирует ситуацию Артем Панин. — Наша компания заинтересована в продвижении продуктов Citrix. И причина тут кроется не только в хороших финансовых условиях для партнеров, но и в том, что заказчики полностью удовлетворены предлагаемыми решениями, а это для нас крайне важно. Мы, как комплексный интегратор, в первую очередь заинтересованы в продаже решений „под ключ“, начиная от проектирования и заканчивая поддержкой внедренного решения на „аутсорсинге“, поэтому стараемся в первую очередь предлагать такие варианты клиентам. Однако многие крупные заказчики имеют сформировавшиеся команды опытных технических специалистов по продуктам Citrix, поэтому часто мы оказываем консультативную поддержку на этапе формирования архитектуры. Такой подход позволяет заказчикам опираться на нашу экспертизу в сложных вопросах и в части принципиального дизайна решений. Средний объем проекта в нашем случае достаточно большой. В следующем году ожидаем рост числа более мелких проектов, так как мы выполнили большой объем работ с нашими заказчиками и многие из них заложили решения Citrix в свои бюджеты на следующий финансовый год».
Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурного ПО департамента ИТ компании КРОК, говорит, что интерес заказчиков к продуктам Citrix всегда был высок и остается таким сегодня. Бренд Citrix хорошо известен заказчикам в связи с широким распространением продуктов для терминального доступа. В последние годы появились решения для создания систем виртуализации рабочих станций. Продукты Citrix для построения сетей, доставки приложений, платформа виртуализации в России менее распространены, но сейчас наблюдается рост интереса к этим продуктам, как и к новым облачным решениям.
«Заказчики покупают продукты Citrix в основном для модернизации или расширения старых систем терминального доступа или для создания новых популярных систем виртуализации рабочих станций, — добавил Иван Шумовский. — При создании ЦОДа или если требуется наладить управление трафиком приложений используются балансировщики нагрузок. Решения по созданию частных или публичных облаков пока еще не вполне готовы для массового внедрения. По нашему мнению, скорее, это одиночные проекты или пилотные внедрения».
Иван Шумовский добавил, что в его компании на протяжении нескольких лет продажи Citrix растут стабильно, примерно на 10%. «Для нас наиболее интересны комплексные проекты, в которых сочетаются как продажи лицензий и оборудования, так и выполнение работ по созданию и поддержке систем с использованием продуктов Citrix, — подчеркнул он. — При этом компания КРОК в основном ориентируется на крупный и средний бизнес. Если говорить, в частности, о популярных сейчас системах виртуализации рабочих мест на базе Citrix, то проект создания системы на несколько тысяч пользователей „под ключ“ обычно занимает около 9 месяцев. Простые проекты на несколько сотен пользователей можно выполнить за 5–6 недель».
Алексей Калистратов, директор департамента дистрибуции компании ОЛЛИ, также отмечает большой интерес к продукции Citrix. Продажи растут в среднем на 35–50% в год. В основном внедряется продукт XenApp для терминального доступа к централизованным данным. «Решения на базе технологий Citrix — это наукоемкий продукт, он предоставляет большие возможности интеграторам, которые помимо продажи лицензий могут зарабатывать на пилотных проектах, внедрении и послепродажном обслуживании заказчиков. В России продукцию Citrix приобретают в основном крупные корпоративные заказчики. Средний объем проекта — 30–50 тыс. долл. Сроки реализации — от полугода до двух и более лет, если проект крупный».
О востребованности сетевых продуктов Citrix говорит и Руслан Чиняков, вице-президент компании OCS. Это связано с тем, что в России по-прежнему не хватает каналов связи с высокой пропускной способностью. При этом имеется достаточное количество территориально-распределенных компаний, которым необходима единая сеть передачи данных. Для решения этих задач дистрибьютор предлагает оборудование Citrix Branch Repeater и Netscaler, созданное специально для оптимизации WAN- и LAN-каналов.
«OCS готова помочь партнеру с демооборудованием, которое покажет заказчику все достоинства решения в реальных условиях работы», — подчеркнул Руслан Чиняков.