Помимо известных формальных правил проведения федеральных конкурсов по выбору поставщиков существует масса мелочей, на которые обращают внимание подчас только профессионалы. Начальник отдела аналитики и плановых закупок Института госзакупок Государственного университета — Высшей школы экономики Олег Паршин является одним из них. Его часто привлекают в качестве эксперта в разнообразные тендеры по выбору поставщиков для государственных нужд. Он также принимал участие в подготовке конкурсной документации для некоторых проектов в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Итак, рассказывает Олег Паршин.
В России у многих сложилось превратное представление о практикуемой системе конкурсного выбора поставщиков: мол, стать победителем в федеральном конкурсе можно только благодаря взятке. На самом деле этот стереотип не верен. Любой конкурс, даже «подстроенный» под конкретного поставщика, можно выиграть, основываясь на грамотно составленном конкурсном предложении и знании законодательства, регулирующего организацию госторгов. Приведу такой пример.
Недавно одно из налоговых ведомств проводило тендер по выбору поставщика копировальных аппаратов. Участвовавшая в этом конкурсе фирма, ознакомившись с тендерной документацией, заподозрила, что техническое задание (ТЗ) составлено под определенную модель аппарата Xerox. Свои сомнения относительно правильности этого ТЗ возмущенные представители фирмы-участницы изложили в письме, направленном в тендерную комиссию.
Игнорировать письменное обращение госзаказчик не мог. Если бы конкурс был продолжен, а письмо отправилось бы дальше, в контролирующие госорганы, конкурс в итоге, скорее всего, признали бы организованным с нарушением законодательства по конкурсам, а его результаты были бы отменены. Поэтому заказчик пошел на компромисс и сформулировал новое ТЗ, с более широкими условиями. В итоге победителем конкурса стал поставщик копиров Ricoh: эта техника удовлетворяла требованиям ТЗ, а по цене оказалась более выгодной заказчику.
В этом случае участник конкурса действовал строго по закону, грамотно воспользовался своими правами и получил результат, на который рассчитывал. К сожалению, аналогичными знаниями может похвастаться лишь небольшая часть потенциальных поставщиков для госучреждений.
А ведь организаторы конкурсов не так уж редко допускают ошибки. Главные из них: неправильно составленное ТЗ и завышенные требования к закупаемому товару или поставщику. При этом заказчик не меньше претендентов заинтересован в том, чтобы участники правильно поняли формулировку ТЗ и положения конкурсной документации. От точности и правильности изложения условий конкурса во многом зависит реакция претендентов. Если же у потенциальных поставщиков нет четких критериев для составления заявки (а такая ситуация встречается довольно часто), то заказчик может и не получить оптимального предложения. Кроме того, нечеткое составление условий подготовки конкурсных заявок и неграмотное ТЗ позволяет «замутить» ситуацию, и, как следствие, дает возможность получать взятки.
Я видел много заявок на участие в конкурсе, но, честно говоря, за всю жизнь мне попались только две или три, оформленные действительно грамотно. Остальное — своего рода фантазии на тему требований заказчика, часто содержащие много лишней информации. Боязнь спросить, обратиться к организатору с письмом — вот что подводит участников. Ведь даже в идеально сформулированном задании есть детали, которые просто необходимо уточнять.
Понятно, что контакты с заказчиком не могут иметь вид личных встреч, а должны в соответствии с законодательством представлять собой письменную переписку. Но установление формализованных взаимоотношений обычно приносит пользу как заказчику, так и участнику конкурса. Ведь свежий взгляд часто может заметить то, что упустил организатор конкурса при подготовке конкурсной документации
Я могу предложить несколько простых советов, следование которым, на мой взгляд, может помочь участникам конкурсов увеличить свои шансы на победу.
1. Лучше всего ТЗ конкурса знает тот, кто его составлял, и, как правило, это не сам организатор конкурса. Поэтому попытайтесь найти экспертов, составивших ТЗ, а значит, способных дать наиболее полную и компетентную информацию. Если уточнить у них все детали, шансы на выигрыш сильно возрастают.
2. Следите за рынком, следите за новостями и будьте готовы вовремя взять конкурсную документацию и подать заявку.
3. Внимательно читайте конкурсное задание. Если обнаружите в ТЗ логические несоответствия, неверные формулировки, ошибки в технических характеристиках — задавайте вопросы организатору конкурса, не оставляйте для себя невыясненных вопросов.
4. Возьмите за правило присутствовать на процедуре вскрытия конвертов и наблюдать за соблюдением условий проведения конкурса. В некоторых случаях на этом этапе можно просто прекратить конкурс, обнаружив в его организации несоответствие законодательным нормам.
5. Правильно организуйте работу с организатором конкурса, станьте открытым для него еще на этапе проведения конкурса. Ведь сегодня мы наблюдаем иную картину. В крупных фирмах обычно сложно найти того, кто отвечает за оформление заявки — берет документацию один человек, занимается ею другой, сдает — третий. И организатор конкурса порой не знает: кто ответственен со стороны претендента на разъяснение возникших вопросов.
Поставщики государственных учреждений часто жалуются на сложности с оплатой поставок. Тут тоже есть некая хитрость. Бюджетные средства госорганизациям обычно начинают выделять в конце марта—начале апреля, а также в конце года, начиная с сентября. В другое время проводятся конкурсы, финансирование поставок по которым только предвидится. А в декабре у госзаказчиков просто нет времени на конкурс, но есть средства на прямой заказ и поставку. Здесь совет такой — непрерывно следите за ситуацией и поддерживайте контакты с потенциальным заказчиком. И тогда вы сможете «выиграть конкурс без конкурса».