Компания CompTek провела седьмую конференцию по IP-телефонии. В этом году число ее участников выросло до 430 человек. По оценкам аналитиков компании Jason & Partners, по итогам 2001 г. суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составлял около 50 млн. долл., а в этом году он приблизится к 70 млн. По данным CompTek, в нашей стране установлено более 10 тыс. портов IP-телефонии. Игорь Масленников, директор CompTek по развитию бизнеса, считает, что 2002 г. отличается от предыдущих шести лет развития IP-телефонии тремя основными особенностями.
Во-первых, уже никому не приходит в голову рассматривать этот сегмент как нечто временное и мелкое — он стал серьезной силой на рынке телекоммуникаций. Более того, IP-телефония стала движущей силой, «крючком», который перетягивает мировую телекоммуникационную индустрию на новую платформу.
Во-вторых, на новый уровень вышла корпоративная IP-телефония. IP-телефоны из экзотических игрушек превратились в почти массовый коммерческий продукт. Растет количество инсталляций IP-УАТС, и прогнозы большинства аналитиков сейчас совпадают: через несколько лет объемы поставок IP-УАТС сравняются с продажами традиционных УАТС.
В-третьих, протокол SIP переходит из лабораторий в реальные проекты. Появляются первые операторы, предоставляющие услуги связи на базе SIP, причем не только в США, но и в России. Кроме того, появляются и корпоративные решения на основе этого протокола.
Стало понятно, какие этапы развития обычно проходит бизнес операторов IP-телефонии: все начинают с услуг по картам предоплаты, а затем переходят к терминации трафика.
Эти два этапа хорошо технологически отработаны и стали массовым явлением на российском рынке. После этого некоторые компании, набравшись опыта, начинают заниматься транзитным трафиком, строят биржи и клирингхаузы. Эти виды бизнеса сейчас начинают развиваться и у нас в стране. Затем настанет черед дополнительных услуг интеллектуальных сетей и Centrex.
Самое главное — технологические проблемы отходят на второй план. Хотя остается еще много вопросов, связанных с сигнализацией, но они достаточно эффективно решаются, и сегодня типична ситуация, когда IP-телефония превышает по качеству обычную телефонную связь.