Традиционно в России крупные производители ПК ориентируются на корпоративный рынок, и лишь некоторая часть из них пытается работать на потребительском рынке.
Например, компания «Формоза», которая за счет своей крупной розничной сети активно играет в сегменте «домашних» ПК. Но подавляющую часть этого рынка контролируют небольшие компании или «самосбор».
Надо отметить, что частные пользователи и сами не спешат приобретать «брэндованные» ПК, поскольку крупные сборщики не готовы предлагать розничному покупателю сборку «под заказ» и не могут обеспечить конкурентные цены.
Вот этот непростой сегмент рынка и решил освоить холдинг eHouse, объявив о новом этапе развития марки Orange (не путать с одним из европейских операторов сотовой связи). Ранее компания уже поставляла портативные компьютеры под этой маркой, а последние три года Интернет-магазины eHouse продавали одноименные настольные ПК.
Теперь холдинг намерен предложить покупателям концепцию «компьютеров со свободной конфигурацией». Принцип этого предложения прост: на сайте www.orangepc.ru размещен интерфейс, позволяющий заказчику определить конфигурацию приобретаемого ПК. Этот конфигуратор, по утверждению eHouse, предлагает пользователю только совместимые между собой компоненты.
Выбор Интернета как среды ведения бизнеса не случайность, а часть бизнес-стратегии eHouse, нацеленной на работу в Сети. Прием заказов, продажи и продвижение ПК компания будет осуществлять только в Интернете. Соответственно Orange можно назвать «виртуальной» торговой маркой. При этом Владислава Улендеева, исполнительного директора eHouse, не смущает, что человек, впервые покупающий себе компьютер, как правило, не имеет доступа в Сеть, а значит, не получит информации о ПК Orange и тем более не сможет его заказать. В данном случае сработает принцип так называемого «сарафанного радио», считает он, когда информация о товаре или услуге будет распространяться среди друзей и знакомых. Улендеев поясняет: «Когда «новичок» покупает компьютер, скорее всего, он воспользуется советом того, кто в этом разбирается. Важно, чтобы более опытный пользователь посоветовал Orange».
В eHouse уверены, что используя ресурсы холдинга возможно обеспечить наиболее привлекательные цены на ПК под маркой Orange с тем, чтобы даже региональным компаниям было бы выгоднее продавать эти ПК, а не собственную сборку.
Сборку ПК для клиентов из московского региона eHouse берет на себя. В планы компании входит освоение и региональных рынков. Чтобы не повышать цену на услугу из-за доставки в регионы, eHouse намерена привлечь к сотрудничеству в этом проекте региональные компании. Планируется, что новые партнеры eHouse будут собирать ПК под маркой Orange в своем регионе, а также осуществлять сервисную поддержку оборудования.
Подписав договор с eHouse, партнерская компания получит возможность размещать информацию о состоянии своего склада комплектующих в конфигураторе eHouse. В таком случае клиент из какого-либо региона будет заказывать тот компьютер, который он реально сможет приобрести.
По мнению Улендеева, региональной компании будет выгоднее продавать ПК Orange, а не собственные компьютеры. «Мы приводим нашим партнерам новых клиентов. Кроме того, eHouse обеспечивает рекламную поддержку ПК Orange», — объясняет он.
Оценивая перспективы проекта OrangePC, Владислав Улендеев полон оптимизма. По его словам, eHouse планирует к концу года продавать до 3 тыс. ПК в месяц. Возможно, эти прогнозы основаны на том, что компания в состоянии предложить конкурентоспособные цены на свою продукцию за счет экономии на закупке комплектующих. Основным каналом поставки компонентов для Orange станет входящая в холдинг торговая площадка eMatrix, а значит, проекту OrangePC низкие цены на комплектующие обеспечены.
Стоит отметить, что конкуренты eHouse — сборщики ПК — не разделяют оптимизма руководства холдинга. Они сомневаются в возможностях Интернета как среды ведения продвижения марки ПК. Высказывается мнение, что ориентация на домашних пользователей и компании малого бизнеса не может обеспечить должного объема продаж. Этот рынок конкурентен, на нем работает множество «подвальных» сборщиков.
Кроме того, не стоит забывать, что домашние пользователи имеют привычку собирать компьютеры самостоятельно. Еще один слабый момент проекта Orange — партнерская сеть, поскольку, набирая команду по принципу франчайзи, не всегда можно обеспечить необходимое качество готовой продукции. На этапе становления торговой марки это может решить ее будущую судьбу.
Скептически к проекту OrangePC относятся и региональные компании. «Развитие Интернета во многих городах России значительно отстает от нескольких крупных городов, которые можно пересчитать по пальцам. И говорить о том, что в городе N кто-то полезет в Сеть, чтобы купить ПК, не приходится», — так считают представители реселлеров ряда городов.