В нынешних экономических условиях компании не готовы к долгосрочным вложениям в ИТ, а стремятся как можно быстрее получить прибыль от инвестиций.
В такой ситуации, по мнению Брэда Мерфи, вице-президента фирмы Valtech, предложение экономить время и деньги с помощью Web-служб помогает реселлерам привлечь заказчиков. «Клиентов не волнует, чем биты отличаются от байтов. Им нужен лишь конечный результат, — утверждает Мерфи. — С помощью Web-служб можно недорогими и общедоступными средствами решить важнейшие задачи, обеспечив окупаемость не через пару лет, а уже через пару кварталов».
Кроме того, Web-приложения позволяют превратить существующие бизнес-функции в платные услуги, что обещает компаниям дополнительный источник прибыли.
Такой взгляд отражает глобальную тенденцию в мире ИТ. Стремясь к большей гибкости данных и бизнес-приложений в сетях, поставщики постепенно отказываются от частных, «закрытых» систем и переходят на открытые технологии, базирующиеся на стандартах типа J2EE и XML. Web-службы, использующие стандарты XSLT, SOAP и WSDL, преобразуют данные из любого формата в язык XML и посылают их на заданную систему, независимо от ее платформы.
«На мой взгляд, рекламы Web-служб уже было предостаточно, и теперь перед нами стоит задача продемонстрировать клиентам их преимущества на практике», — считает Митчел Леви, президент и главный управляющий фирмы ECnow.com.
Богатые возможности Web-служб постепенно получают признание корпоративной Америки. Поставщик программных компонентов компания Flashline провела исследование, которое показало, что треть опрошенных фирм уже работает с Web-службами, а 64% компаний планируют использовать их.
По мнению аналитиков, реселлеры первыми готовы воспользоваться ситуацией.
Компания Valtech совместно со своими клиентами уже разрабатывает планы на период от трех до пяти лет по перестройке «случайных» систем клиентов на основе Web-служб.
«В течение последних пяти лет системные компоненты и оборудование собирались в единое целое случайным образом, — поясняет Мерфи. — Web-приложения позволяют настроить даже старые системы на выполнение новых задач, но почувствовать реальную пользу от них можно, лишь перестроив всю архитектуру». По его мнению, ИТ-системы клиентов можно настроить так, что появится возможность перехода на открытые стандарты, и тогда компании смогут использовать Web-службы для разработки решений, которые ныне существующими средствами создавать слишком дорого и сложно.
Компания Valtech разработала специальное приложение, которое позволяет партнерам крупной страховой компании продавать ее услуги под своей маркой. Посредством этой панели инструментов, созданной на базе Web-служб и имеющей стандартный графический интерфейс, организован доступ к перечню услуг крупной страховой компании. Партнеры выбирают те из них, которые хотят предлагать своим заказчикам. Весь процесс абсолютно прозрачен для пользователей.
По мнению аналитика исследовательской фирмы ZapThink Джейсона Блумберга, подход к системной интеграции, который ориентирован на решение конкретной задачи, а не на построение универсальных интерфейсов, позволит реселлерам выгодно применять Web-решения для задач клиентов уже в ближайшие несколько лет. По прогнозам ZapThink, объемы продаж приложений на рынке системной интеграции, ориентированных на конкретные задачи, подскочат до 6,2 млрд. долл. в 2006 г. (435 млн. долл. в 2001 г.).
«Все это станет реальностью лишь после того, как отношение к роли Web-служб кардинально изменится. Это значит, что из средства решения проблем двухточечной связи в пределах межсетевого экрана они превратятся в основу построения архитектур, ориентированных на услуги», — говорит Блумберг. По его словам, такие архитектуры можно определить как стандартизованные, слабосвязанные системы, не зависящие от частных программных средств.
Реселлеры могут выгодно применять Web-службы для компоновки модульных систем, что позволит продлить жизнь существующим программным компонентам и приложениям, считает Моан Эдди, старший вице-президент индийской реселлерской фирмы Satyam Computer Services. «Поскольку Web-службы создаются на базе общепромышленных стандартов и таких современных технологий, как XML и HTTP, то стоимость их внедрения невысока, расходы на разработку интерфейсов приложений также снижаются, и при этом создается универсальный механизм обеспечения интеграции ИС в пределах предприятия и, в конечном счете, между различными организациями».
Несмотря на то что пока еще рано говорить о серьезной прибыли от внедрения решений на базе Web-служб, Эдди не сомневается, что доходность этих технологий значительно возрастет по мере дальнейшего развития стандартов, особенно если поставщики чаще будут включать в свои продукты средства поддержки Web-служб.
Другое важное преимущество Web-служб состоит в том, что они обеспечивают стандартизованный механизм доступа к унаследованным данным. До сих пор доступ к унаследованным данным представлял собой серьезную проблему при интеграции ИС на предприятии, и обычно в каждой конкретной системе она решалась путем разработки специальных средств. «При этом каждый раз создавалась уникальная конфигурация, которая почти не поддается отслеживанию, — отмечает Шазад Ахмед, вице-президент реселлерской фирмы Montage.DMC. — Знание ее было на вес золота. Если человек разбирался в этой системе, он просто не имел права попасть под автобус». А Web-службы предоставляют реселлерам значительно более легкий способ доступа, который к тому же сделает такую систему более прозрачной для других специалистов.
Несмотря на все преимущества Web-служб, реселлеры понимают, что продвижение таких решений будет сопровождаться некоторыми проблемами. Пока еще эта технология не освоена и ее достоинства необходимо доказывать клиентам, считает Леви из ECnow.com. «Лучшее, что можно сейчас сделать, — это продемонстрировать скорейшую отдачу на инвестиции, — говорит он. — Если предложить выполнить работу по интеграции приложений предприятия (EAI) в течение двух дней или хотя бы двух недель — вместо обычных двух-трех месяцев, это должно заинтересовать заказчика».
Еще одна трудность связана с безопасностью. Несмотря на широкое распространение стандарта подписи на языке SAML (Security Assertion Markup Language), отсутствие единого стандарта для создания структур безопасности служит камнем преткновения для безоговорочного признания Web-служб. По мнению Рональда Шмельцера, аналитика компании ZapThink, вопросам безопасности сейчас уделяется такое внимание, что многие компании просто откажутся внедрять Web-службы без надежных средств идентификации, авторизации и централизованного управления.
Распространение Web-приложений сдерживают также «плавающие» стандарты Web-служб. Хотя большинство поставщиков договорились о поддержке XML и использовании стандартов SOAP, WSDL и UDDI, многие внутренние процессы в Web-службах все еще не стандартизованы.
Несмотря на постоянные дискуссии о стандартах, реселлеры считают Web-технологии выше любой критики. Мерфи из Valtech верит, что Web-службы призваны в корне изменить представления о системной интеграции: «Через десять лет благодаря Web-службам все вопросы системной интеграции можно будет решить значительно быстрее и с меньшими усилиями, а некоторые проблемы вообще уйдут в прошлое».
Блумберг из ZapThink придерживается того же мнения. «Web-службы поставят весь рынок системной интеграции с ног на голову, поскольку прежний подход к созданию систем «с нуля и на века» уступит место краткосрочным проектам по реорганизации имеющихся архитектур, — заявляет он. — Компании, которые годами вытягивают деньги из клиентов, консультируя их по вопросам системной интеграции, лишатся источников дохода, когда для всех станут очевидны преимущества использования архитектур, ориентированных на услуги».
Несмотря на то что Web-службы способны со временем коренным образом изменить работу системных интеграторов, эту технологию следует рассматривать не как панацею от всех бед или готовое решение для продажи, а лишь как инструмент для решения определенных проблем. «Web-службы, разумеется, не могут служить панацеей, но они позволяют сделать больше при меньших усилиях и средствах. Было бы ошибкой рассматривать Web-службы как технологию, которая обеспечит реселлерам небывалый уровень продаж», — считает Мерфи.
Развитие Web-служб
Через 3—10 лет
1. Использование Web-служб для всех внутренних разработок.
2. Соединение внутренних приложений.
3. Соединение внутренних и внешних приложений.
4. Объединение внутренних бизнес-процессов для продажи.
Через 4—15 лет
5. Замена разнородных универсальных приложений компонентами
на базе Web-служб.
6. Отделение бизнес-логики от кодов приложений.
Через 10—15 лет
7. Переход к «семантической Web-системе».
Источник: ECnow.com.
Использование компаниями
33% — уже сегодня используют Web-службы.
64% — рассматривают возможность или планируют
использовать Web-службы.
11% — уже сегодня используют системные реестры UDDI
для организации и обеспечения доступа к Web-службам.
30% — рассматривают возможность использования внутренних
системных реестров UDDI.
25% — рассматривают возможность использования внешних
системных реестров UDDI.
Источник: данные опроса, компания Flashline.