В III квартале мировой рынок ПК вырос больше, чем ожидали аналитики. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по оценке компании IDC, рост составил 15,7%, а по оценке фирмы Gartner — 14,1% (по количеству проданных изделий). Всего было продано 38,4 млн. (IDC) или 42,5 млн. (Gartner) настольных ПК, ноутбуков и серверов на базе архитектуры x86.

Разница в цифрах объясняется тем, что компании оценивают рынок по-разному. У Gartner показатели обычно выше, потому что компания учитывает и компьютеры с известными торговыми марками (brand name), и «безымянной» сборки (без известной торговой марки), и продукцию индивидуальных сборщиков.

Надежды на возрождение рынка появились еще во II квартале. Тогда прирост продаж составил 7,6% (IDC) или 10% (Gartner). Таким образом, налицо некоторые признаки улучшения. По словам аналитиков из Gartner, достижения III квартала в основном объясняются увеличением спроса со стороны домашних пользователей и предприятий малого бизнеса.

В III квартале, как и раньше, главная движущая сила рынка ПК — ноутбуки. По данным IDC, например, в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) число проданных ноутбуков выросло аж на 51%. Однако, учитывая, что в среднем цены упали на 25%, объем продаж в денежном выражении увеличился не так сильно. Но именно в снижении стоимости и заключается основная причина роста популярности ноутбуков, считают в Gartner. Кроме того, покупателей привлекают повышение производительности и новые возможности беспроводной связи. В то же время аналитики опасаются, что рынок ноутбуков может стать жертвой собственного успеха. В ближайших кварталах возможен дефицит плоских панелей для экранов и мобильных дисководов, что приведет к росту цен и, как следствие, к падению спроса на ноутбуки.

Что касается лидеров мирового рынка ПК, то по-прежнему впереди компания Dell — как по темпам роста, так и по доле рынка. За ней, «дыша в затылок», следует Hewlett-Packard.

Это — первый квартал после слияния с Compaq, когда объем продаж HP вырос в большей степени, чем весь рынок. Аналитики считают, что одна из причин успеха HP — более агрессивная, чем до слияния, ценовая политика. Однако даже такие меры не позволили ей обойти Dell, которая имеет сильные позиции на корпоративном рынке в США.
На третьем, четвертом и пятом местах по доле рынка — соответственно IBM, Fujitsu Siemens и Toshiba.

В регионе EMEA расстановка сил несколько иная. Здесь положение HP прочнее, чем у Dell: она лидирует по доле рынка, а Dell опережает HP по темпам роста. Правда, за год доля HP уменьшилась на 0,2%, а у Dell увеличилась на 0,9%. Кроме того, сильные позиции имеет Acer.

Опираясь на результаты удачного III квартала, аналитики уточнили прогноз на IV квартал в сторону увеличения. Gartner полагает, что в конце года число проданных ПК вырастет по сравнению с прошлым годом на 12,4% и достигнет 47,2 млн. За весь 2003 г. рост составит 10,9%, а объем продаж — 164,3 млн. штук. В то же время, по мнению Gartner, на рынок ПК могут оказать отрицательное влияние следующие факторы:

— вялый спрос со стороны крупных корпораций, за исключением Европы, где из-за благоприятного курса евро к доллару цены ПК падают, что привлекает покупателей;

— нестабильная ситуация в домашнем сегменте в США; рост в III квартале мог быть вызван временными причинами, например снижением налогов;

— увеличение складских запасов: по оценке аналитиков, этой осенью уровень запасов был гораздо выше, чем год назад;

— рынок Японии продемонстрировал высокие показатели в III квартале, однако, возможно, это вызвано тем, что поставщики торопились представить новые модели до вступления в силу 1 октября закона об утилизации отходов.

Но главное, напоминают аналитики, что влияет на рынок ПК, — это экономическая ситуация в мире. Если в США уже заметны признаки возрождения экономики, то в других странах положение остается все еще неопределенным.