В середине прошлого года была объявлена программа Think Russian — совместная инициатива Apple Europe и российской компании Apple IMC. А в конце октября Москву посетил беспрецедентный десант высокопоставленных менеджеров из Apple Europe, чтобы подвести итоги первой четверти программы и выверить курс на будущее.
Визит носил рабочий характер и общение с прессой в программу не входило, однако члены делегации Жан-Рене Казенев, генеральный менеджер Apple France и CEMEA, Филипп Ланг, региональный менеджер по продажам в регионе CEMEA, а также Александр Доманицкий, генеральный директор Apple IMC, согласились ответить на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Сейчас очень удачный момент для разговора об Apple — только что объявлены итоги очередного финансового года. Каким он оказался?

Жан-Рене Казенев: Это был очень хороший год для Apple. В частности, в последнем квартале общий доход возрос на 19%, число проданных компьютеров — на 9%, а объем наличных средств достиг 4,5 млрд. долл. Это произошло во многом за счет лояльности наших потребителей, за счет качества, квалификации наших партнеров.

Если посмотреть более детально на анатомию этого успеха, мы увидим, что это был чрезвычайно успешный год для ноутбуков*. Это тенденция всей индустрии: многие из тех, кто пользовался настольным ПК или покупал ноутбуки в качестве второго компьютера, переходят к использованию одного «уникомпьютера», которым становится ноутбук. И Apple определенно лидирует на этом направлении: сегодня уже 45% всех продаж компании — ноутбуки! Рынки и в США, и в Европе, и здесь, в России, движутся к портативным ПК; мы думаем, в наступающем году эта тенденция проявится еще более мощно, а наши позиции здесь очень сильны. Вторая важная составляющая успеха в прошедшем году — iPod. Этот портативный MP3-плеер был феноменально успешен во всем мире и его вклад в доходы компании был существенным.

CRN/RE: Анализируя итоги года и особенно последнего квартала, мы видим, что темпы роста продаж в денежном выражении заметно превосходят темпы роста числа продажных компьютеров. Например, в Европе при 16%-ном росте продаж ПК доход вырос на 30%. В чем причина такого разрыва?

Ж.-Р.К.: Я вижу три причины. Во-первых, выросла средняя цена продаваемых компьютеров. Как мы только что говорили, заметно возросла доля ноутбуков, а они дороже настольных; да и вообще у нас вырос удельный вес продаж продукции high-end — благодаря выходу новых продуктов в этом секторе и успеху их у потребителей. Прежде всего это, конечно, компьютеры Power Mac G5 и новое поколение PowerBook, в том числе PowerBook 17" — первый 17-дюйм ноутбук на рынке.

Вторая причина — дисковые MP3-плееры iPod. Их продажи возросли значительно, но в графу «компьютеры» они не включаются. Они сами по себе становятся очень важным направлением бизнеса для компании.

И третья причина — мы вообще продаем все больше продуктов помимо компьютеров, вокруг компьютеров — то, что называют «beyond the box». Наши партнеры кроме компьютеров продают дополнительное ПО, ЖК-мониторы и т. д.; мы постоянно увеличиваем вес этой составляющей в спектре наших продаж.

CRN/RE: Что вы можете сказать о программе Think Russian сегодня, когда ей уже почти полтора года?

Ж.-Р.К.: Рост нашего бизнеса здесь выше, чем в Европе. Это следствие общих тенденций вашей экономики, квалификации, и хорошей работы наших партнеров здесь. Комбинация общего роста рынка и отдачи от программ, объявленных нами, позволяет рассчитывать на большие успехи на этом рынке. Мы оптимистично смотрим в будущее и рассчитываем с каждым годом расширять наш бизнес.

Филипп Ланг: Что касается собственно программы Think Russian, то по итогам первого полного года мы очень довольны ее результатами, все намеченное было выполнено.

CRN/RE: Каковы основные достижения первого этапа?

Ф.Л.: Безусловно, одним из главных достижений стало то, что мы по-настоящему начали продвижение Apple в регионы. За это время мы открыли представительства в пяти городах помимо Москвы, и это продвижение будет продолжено.

Ж.-Р.К.: Кроме того, нужно выделить сферу образования. Образование — генетически одно из важнейших направлений для Apple, у нас очень сильные позиции на образовательном рынке США. Успех на образовательном рынке я рассматриваю как ключевой показатель и очень рад, что в России в течение первого года есть ряд заметных достижений в этой области. Хотелось бы также выделить очень хорошие продажи на рынке обработки видео.

CRN/RE: Считаете ли вы необходимым внести в программу изменения на основании анализа результатов истекшего года?

Ж.-Р.К.: Мы пока не можем увидеть и оценить все результаты, региональные офисы не проработали еще полного года, там продолжается формирование структуры, подбор дилеров и т. п. То же самое можно сказать и о наших инвестициях в локализацию ПО. В этом году мы по существу занимались строительством фундамента будущего развития, будущих успехов. И то, что нам удалось сделать, внушает дополнительный оптимизм относительно последующих лет действия программы.

CRN/RE: Какие главные цели намечены для второго года программы Think Russian?

Александр Доманицкий: Мы видим три главных направления роста, получения дополнительных доходов в наступающем году. Первое — это развитие регионов, о нем уже сказал Филипп. Второе по важности направление — развитие розницы. Здесь темпы роста очень высоки, и, стартовав два года назад в розничном бизнесе практически с нуля, мы в этом году определенно выведем его в область семизначных чисел. Третье направление — видео, где рост должен продолжаться. Кроме того, успехи Apple в области ноутбуков становятся все заметнее и в России, мне кажется, мы можем рассчитывать по крайней мере на 3% российского рынка; если же брать только западные брэнды, наша доля будет еще выше (а среди профессионалов аудио и видео ноутбуки Apple вообще становятся основным выбором).

Ж.-Р.К.: У Apple вообще сегодня много новых направлений роста, развития рынка, и это прекрасные возможности и для ее партнеров, для канала. Есть решения для видео, есть iPod, есть Mac OS X. Mac OS X — это версия Unix, которая вобрала все лучшее из мира Apple, это — Open Source ОС. Сегодня бизнес-структуры, университеты, администрации крупных городов переходят в мир Linux — и эта тенденция мощная и долговременная. Mac OS X определенно является составной частью этой тенденции, лежит в ее русле. И в этом заключается очень серьезная возможность для нашего канала — стать частью Unix-мира, а не только мира Apple.

Еще одна возможность — серверы. Сегодня Apple Xserve — один из лучших серверов в индустрии и по производительности, и по возможностям администрирования, и по стоимостным характеристикам. Xserve, Xserve RAID, средняя стоимость гигабайта — лучшие опровержения тезиса о том, что Apple выпускает дорогие продукты. И для канала это очень хорошая возможность — вместо того чтобы продавать только коробки с компьютерами с соответствующей маржой, теперь можно продавать Xserve, плюс ПО, плюс сервис, плюс поддержка и т. п.

Ф.Л.: Маленькое дополнение, которое очень наглядно демонстрирует новые бизнес-возможности для России: благодаря Xserve наш серверный бизнес здесь за год вырос на 3600%.

CRN/RE: Какое место занимает Россия в регионе CEMEA по итогам прошлого года?

Ж.-Р.К.: Первое, хотя и с небольшим отрывом.

CRN/RE: А кто на втором месте?

Ф.Л.: На втором — конгломерат центральноевропейских стран: Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Словения...

CRN/RE: То есть оборот Apple в России сегодня превысил суммарный оборот в этих странах?

Ж.-Р.К.: Да. И это нормально. Такая большая страна, так много инженеров, так много студентов — вы обязаны быть № 1. Ненормальной была ситуация в прошлом...

«Мы расширяем наши продажи на российском рынке, увеличиваем инсталлированную базу, число партнеров в канале, много инвестируем. Все это безусловно приведет к большей узнаваемости брэнда». — Жан-Рене Казенев

CRN/RE: А если сравнить оборот в России и европейских странах вне зоны CEMEA?

Ф.Л.: Мы не занимались таким сопоставлением. Но можно определенно сказать, он не так велик по сравнению с ведущими западноевропейскими странами. Сегодня (и в ближайшие два года это положение вряд ли может измениться) крупнейшими рынками для Apple в Европе являются Франция, Великобритания, Германия — и это тоже нормально, поскольку там и размер всего рынка ПК наибольший в Европе и заметно превосходит российский.

Ж.-Р.К.: Но если мы оглянемся на тенденцию, на динамику роста, то в западноевропейских странах рост рынка ПК сегодня составляет от 0 до 10%, в то время как в России его оценивают в 25%. Так что если смотреть на перспективу, года через два-четыре российский рынок должен обойти французский. Но я говорю о рынке ПК в целом, а не о бизнесе Apple. Однако и динамика бизнеса Apple в России тоже выше. Конечно, экстраполировать трудно — но именно в очень высоком потенциале российского рынка лежит причина того, почему мы столько инвестируем сегодня в его развитие.

CRN/RE: Мне довелось побывать в январе в Париже, и буквально на каждой автобусной остановке и каждой станции метро был наклеен огромный, во всю стену, изысканного дизайна белый рекламный щит с Apple PowerBook. Может ли программа Think Russian помочь хотя бы частично приблизить заметность (visibility) брэнда Apple в России к подобному уровню — просто чтобы массовый пользователь узнал о всех замечательных вещах, которые мы сегодня обсуждали?

Ж.-Р.К.: Вы правы, мы сегодня не тратим здесь больших средств на рекламу. Мы выстраиваем наш бизнес квартал за кварталом. И я совсем не уверен, что мы сегодня получим приемлемый уровень возврата инвестиций от массированной рекламной кампании в России. Поэтому мы расширяем наши продажи в России, увеличиваем инсталлированную базу, число партнеров в канале, число людей, работающих с Макинтошами. Мы много инвестируем в Россию, и все это безусловно приведет к большей узнаваемости брэнда в стране. Что же касается мощной рекламной кампании... сегодня — нет, но завтра — почему бы и нет?

CRN/RE: Можно ли прогнозировать, как отразятся на бизнес-моделях компании изменения на рынке и в ее спектре продуктов? Мы сегодня видим мощный рост розничного бизнеса Apple, особеннно в США, растет доля онлайн-продаж через Apple Store, теперь появляются доходы от сервисов вроде Music Store, от «профессиональных» сервисов, связанных с XServe, о которых говорили вы... Какими могут быть отношения и пропорции между каналом, розницей и Apple Store?

Ж.-Р.К.: Давайте обратимся к России. Розничный бизнес растет вместе с потребительским рынком. Потребительский же рынок в России и Восточной Европе только начинает свое существование. Поэтому здесь мы увидим рост по определению. Другая тенденция индустрии — рост прямых продаж. Она, однако, не означает, что канал исчезнет. Для развития нашего бизнеса здесь, в России, мы нуждаемся в мощном, разветвленном, квалифицированном канале и потому инвестируем сегодня в его развитие, в тренинг, в поддержку, в «горячие линии» для реселлеров и т. д.

В то же время мы видим мировую тенденцию — рост прямых продаж, и я не вижу причины, почему в Европе или где-либо еще должно быть по-другому. Интернет-бизнес в целом растет, и вместе с ним будут расти прямые продажи на рынке ПК.

_______________________
* Напомним, что в январе на выставке Macworld Стив Джобс объявил, что наступающий год будет для компании годом ноутбуков; он оказался прав на 203%: именно на столько возросли доходы от их продажи в последнем квартале этого года по сравнению с IV кварталом 2002 г.

Беседовал Сергей Новосельцев