Последние годы российский рынок аутсорсинга рос опережающими темпами по сравнению с рынком ИТ-услуг, но до сих пор его доля, по некоторым оценкам, составляет примерно 12%. О причинах такого положения рынка аутсорсинга и перспективах его развития размышляет Юрий Бяков.
CRN/RE: Специалисты много говорят о преимуществах аутсорсинга. Но почему же спрос на эту услугу до сих пор не так высок, как ожидалось?
Юрий Бяков: Традиционно считается, что широкому применению аутсорсинга препятствует «частокол» технических проблем. Главные из них — это отсутствие в России единых формализованных методологий и методик оказания услуг, стандартов предложений, общепринятых моделей ценообразования, механизмов страхования рисков и многое другое. На это наслаивается взаимное недоверие заказчиков и поставщиков. Все эти факторы, безусловно, оказывают свое негативное влияние, но для руководителя, возглавляющего ИТ-департамент, они все же не критичны. В реальной жизни, принимая то или иное решение, главы департаментов и компаний руководствуются, как правило, другими критериями.
CRN/RE: О каких критериях в данном случае идет речь?
Ю. Б.: На самом деле серьезным камнем преткновения для многих директоров по ИТ был и остается неизбежный этап подготовки ИТ-процессов для передачи в управление сторонней фирме. Ведь для того чтобы компания-аутсорсер взяла на исполнение какую-либо задачу, эта задача должна быть упорядочена и формализована. А когда бизнес развивается фантастически высокими темпами и департамент ИТ едва успевает «подставить ему плечо», о какой скрупулезной подготовке к ИТ-аутсорсингу можно говорить?! Приоритет номер один в таких условиях — поддерживать самые критичные бизнес-функции.
Кто до настоящего времени в основном пользовался услугами аутсорсинга в России? Это либо компании с зарубежным капиталом, для них ИТ-аутсорсинг — часть бизнес-стратегии, или крупные компании, которые достигли определенного уровня зрелости и могли сосредоточиться на оптимизации расходов и повышении эффективности использования ИТ.
Но есть еще одна глобальная причина спокойного или даже прохладного отношения к аутсорсингу — это довольно благостная ситуация, которая сложилась в российской экономике. До недавнего времени мы находились в «тепличных» условиях, когда мировая конъюнктура способствовала увеличению благосостояния страны. Цены на нефть были локомотивом роста экономики. Будем откровенны — к чему думать об улучшении экономических результатов, в частности сокращении затрат и повышении производительности, когда маржа бизнеса покрывает все издержки.
Очевидно, что кризис диктует другую стратегию.
CRN/RE: Может ли аутсорсинг в современных кризисных условиях стать заметным сегментом в структуре ИТ-услуг?
Ю. Б.: Уверен в этом. Сейчас все без исключения предприятия рассматривают расходы через «увеличительное стекло». И бизнес ждет от ИТ экономии. Что сейчас происходит? Чтобы сохранить свое положение, наши клиенты кроме бюджетов и проектов пересматривают свое штатное расписание, в том числе и ИТ-служб. При этом остается задача сохранить качество сервисов и как можно скорее запустить проекты, которые позволят достичь экономии, повысить контроль расходов и пр.
По прогнозам IDC, в российских ИТ-бюджетах резко сократятся инвестиции в инновации — до 10%, но вместе с тем расходы на текущую поддержку бизнеса составят целых 65%. Очевидно, что аутсорсинг — один из доступных инструментов поддержки бизнеса при условии сокращения собственных ИТ-отделов.
К слову, с октября в нашу компанию стало поступать намного больше запросов от игроков рынка по поводу аутсорсинга. Бизнес как никогда заинтересован в повышении гибкости ИТ-услуг, стоимость которых абсолютно прозрачна и зависит от конкретных параметров — числа обслуживаемых рабочих мест, времени реагирования на инциденты и др. Поэтому есть все основания думать, что кризис станет своего рода катализатором развития рынка аутсорсинга в России.
CRN/RE: В какой степени аутсорсинг является действенным средством снижения затрат на ИТ?
Ю. Б.: Думаю, что если бы можно было легко подсчитать, сколько стоит содержание собственной ИТ-службы, сторонников у аутсорсинга было бы больше. Ведь стоимость обслуживания ИТ складывается не только из фонда оплаты труда ИТ-специалистов, который, кстати, выплачивается, несмотря на загрузку персонала. Необходимо учитывать все факторы: налоги, социальные пакеты, затраты на аренду площади, время ИТ-руководителя на управление и др. Кроме того, компании вынуждены иметь в штате сотрудников разной квалификации и разной специализации. В конечном итоге сумма прямых и косвенных расходов окажется больше стоимости аутсорсинга.
CRN/RE: На чем основана такая уверенность?
Ю. Б.: Как показывает практика, стоимость услуг, переданных на аутсорсинг, всегда меньше, чем себестоимость аналогичного сервиса, организованного внутри компании-клиента. Это объясняется тем, что аутсорсер добивается максимально высокой эффективности работы своего персонала, использует отлаженные, доведенные до совершенства бизнес- и технологические процессы.
CRN/RE: Какие виды аутсорсинга будут наиболее востребованными?
Ю. Б.: По нашим оценкам, в первую очередь будет востребован аутсорсинг рутинных ИТ-функций. Это аутсорсинг информационных систем и технической поддержки компьютеров, сетевого оборудования. Следует также ожидать повышение интереса к аутстафингу, так как эта услуга позволяет существенно экономить: снижение затрат может достигать 50% в силу сокращения расходов на персонал в виде единого социального налога, пенсионных отчислений, обучения и пр.
Основной аргумент в пользу ИТ-аутсорсинга — экономия финансов. По данным аналитиков, при использовании аутсорсинговой модели общее сокращение ИТ-персонала достигает 62%, издержки на ИТ-инфраструктуру падают до 48%, а совокупные операционные ИТ-издержки снижаются до 55%.
CRN/RE: Каковы ваши прогнозы развития рынка аутсорсинга?
Ю. Б.: Есть все предпосылки для роста сегмента аутсорсинговых услуг. К примеру, IDC прогнозирует, что доля аутсорсинга может составить от 17 до 22% в общем объеме ИТ-услуг. И, безусловно, кризис будет способствовать усилению этого тренда.