Кризис с каждым месяцем все нарастает, и предсказать, как ситуация будет развиваться даже в самом ближайшем будущем, практически невозможно. Текущая ситуация в корне отличается от всех тех, с которыми мы когда-либо сталкивались ранее, так как носит глобальный, общемировой характер и затрагивает все отрасли экономики. Происходящее чем-то напоминает детскую игру в «карточный домик»: одно влечет за собой другое, и вытащить одну карту, не порушив всю конструкцию, невозможно.
Сейчас все компании занимаются одним — пытаются выжить. Но дело в том, что на нашем рынке просто нет людей, имеющих опыт ведения бизнеса в подобной экономической ситуации, как и нет правильных учебников, которые могли бы указать на какой-либо выход из сложившегося положения, так как до сегодняшнего момента не существовало даже описания похожей ситуации. Соответственно в лучшем положении, на мой взгляд, окажется тот, кто даже в этот кризисный момент сможет придумать какое-нибудь новое, неординарное, нигде не описанное ранее решение и предпринять какие-то нестандартные шаги.
При этом надо понимать, что сейчас ни одна организация не занимается каким-либо одним узким вопросом, все проблемы рассматриваются и решаются в совокупности, в том числе и кадровые. Сокращение издержек на персонал, его развитие и обучение является лишь одним из способов оптимизации расходов компании, и его стоит рассматривать вкупе с другими мерами.
В любой компании существуют различные группы интересов: интересы акционеров, интересы руководства, интересы самих сотрудников. И совпадают они далеко не всегда. И задачи на каждом из этих уровней тоже стоят разные. Для сотрудников — это сохранение работы и уровня дохода, для чего им, как никогда, необходимо доказывать свою эффективность и полезность компании. Для топ-менеджмента — это необходимость сокращения расходов таким образом, чтобы не демотивировать людей и сохранить основу компании. Для акционеров — это сохранение прибыльности бизнеса.
Вряд ли до конца этого года многие компании будут проводить серьезные сокращения. Первая волна уже прошла, а вторая наступит где-то в феврале-марте, когда у руководства появится более ясная картина того, что же происходит в бизнесе. Остаток же этого года все должны отработать, как и прежде, так как сейчас довольно активное время, идет работа по завершению многих проектов. Соответственно на данный момент менять что-либо кардинально в структуре компании вряд ли имеет смысл.
В то же время какие-то базовые шаги, конечно же, предпринимают все. Сокращают расходы на развитие и обучение персонала, пересматривают систему мотивации сотрудников, изменяют социальный пакет. Например, мы в следующем году уже не планируем оплачивать медицинскую страховку для сотрудников, значительно сократили расходы на тренинги и обучающие программы, оставив только профессиональную сертификацию специалистов, решили отметить корпоративный Новый год по-скромному, у себя в офисе, и т. д. Все это довольно очевидные вещи, но, как я уже говорил вначале, этого недостаточно, нужно все время искать более творческие решения.
Еще одна из ключевых задач в это время — выявить и удержать наиболее ценных ее сотрудников. Ведь всегда есть такие люди ( и у нас в Landata их много), которые составляют основу компании, которые по сути — и есть сама компания, и если отказаться от них, то проще сразу закрыть компанию и уходить на покой.
Несмотря на то что мы никаких кардинальных мер не предпринимали, у нас уже было несколько случаев, когда люди, понимая текущую ситуацию, уходили в «тихую гавань», например в представительство вендора или в те компании, которые заведомо не будут подвержены влиянию кризиса. Это понятная и уважаемая тактика выживания.
Что касается возможного развития ситуации, то я думаю, что в феврале-марте следующего года на рынке труда появится много специалистов. Последние десять лет кадровый ИТ-рынок был явно перегрет, зарплаты росли высокими темпами, а персонала постоянно не хватало, и при этом требования потенциальных кандидатов были сильно завышены. Нередки случаи, когда к нам приходил специалист без опыта работы и с порога заявлял, что он готов рассматривать предложения только от определенной, очень высокой суммы. Теперь такая эйфория закончится.
Впрочем, на рынке по-прежнему будут востребованы высококвалифицированные кадры: технические специалисты, специалисты по продуктовым направлениям и, конечно, хорошие менеджеры по продажам. Таких специалистов всегда не хватает. При этом зарплата у них, кстати, даже может вырасти, так как они — носители уникальных знаний, которые в будущем, возможно, помогут выжить компании.
А вот молодым специалистам придется очень тяжело. Если еще недавно они перебирали компании, как карты в колоде, и им, несмотря на их небольшой опыт, сразу давали хорошую зарплату, лишь бы пришли и работали, то теперь этого не будет. Сейчас все компании в первую очередь начнут сворачивать новые перспективные направления развития, на которых как раз всегда и не хватало сотрудников. Кроме того, организации перестанут набирать сотрудников в расчете на традиционный рост их бизнеса в будущем году, наоборот, учтут возможность уменьшения объемов бизнеса.
В такой ситуации все же есть свои плюсы: на рынке труда появится большое количество свободных специалистов, и люди будут работать эффективнее, чем раньше. Но по большому счету от кризиса вряд ли кто-либо останется в выигрыше. Мы со своей стороны чувствуем себя относительно защищенными, так как у нас большая диверсифицированная линейка продукции и в последние годы мы много работали над оптимизацией наших расходов и повышением эффективности нашей структуры.
Так сложилось, что Landata, по нашим внутренним установкам, всегда была довольно аскетичной компанией. У нас никогда не было раздутого штата, мы всегда старались брать только по-настоящему сильных и ярких людей, у каждого из которых очень обширный функционал. В этом смысле мы кардинально отличаемся от других ИТ-компаний.