При постоянном снижении цен на жесткие диски для настольных ПК вендоры стремятся найти новые, нетрадиционные подходы для продвижения продукции и увеличения своей доли на рынке. Одним из путей привлечения новых покупателей стало расширение спектра сервисных услуг. Напомним, что первый шаг в этом направлении сделала Western Digital, объявив в марте нынешнего года об открытии в Москве сервис-центра на базе компании «ИнтерРадиоПрибор» (см. CRN/RE № 5/2004). Появление этого центра избавляло дистрибьюторов жестких дисков WD от дополнительных затрат по тестированию накопителей, поступающих от пользователей, отправке неисправных устройств во всемирный сервисный центр или их утилизации.
Следующим значительным событием стало продление Seagate до пяти лет срока гарантии на все типы накопителей для настольных ПК, ноутбуков и серверов, поставляемых по каналам дистрибуции и через розничных продавцов после 1 июня 2004 г. (см. CRN/RE № 15/2004). А в сентябре Seagate открыла собственный сервис-центр для гарантийного обслуживания накопителей, куда российские дистрибьюторы смогут привозить устройства Seagate для замены или возврата. Раньше дистрибьюторы были вынуждены сами отправлять неисправные жесткие диски вендору, что стоило немалых средств.
«С открытием этого сервис-центра наши дистрибьюторы — ASBIS, ELKO и eSys — смогут экономить время, деньги и трудозатраты, — подчеркнул Алистер Стюарт, директор по продажам компании Seagate в Центральной и Восточной Европе. — После введения Seagate пятилетней гарантии на большинство изделий открытие центра сбора устройств в Москве еще раз продемонстрировало стремление вендора помочь клиентам в развитии их бизнеса». Стюарт добавил, что в настоящее время возврат накопителей могут осуществлять только дистрибьюторы, но в будущем Seagate планирует сделать центр доступным для всех российских клиентов.
Еще один поставщик жестких дисков — компания Maxtor. По словам Дидье Трассаэрта, вице-президента Maxtor по региону ЕМЕА, компания обещала 27 сентября объявить новую программу, в рамках которой все покупатели жестких дисков Maxtor получат реальную сервисную поддержку от производителя (см. CRN/RE № 18/2004). Однако Maxtor не приступила к ее реализации. Грег Кволек, глава московского офиса Maxtor, объяснил это тем, что условия программы постоянно меняются и штаб-квартира не может утвердить ее. Он также сказал, что проект открытия сервис-центра в России обсуждается, но будет ли это просто пункт сбора дефектных жестких дисков, или же в его состав войдет некий тестовый центр для отсеивания исправных, но не работающих накопителей (как известно, около 60% накопителей не работают с некоторыми ОС из-за ошибок установленного ПО), пока не решено.
Тем временем компания ASBIS официально объявила о расторжении дистрибьюторского соглашения с Maxtor. В конце сентября в разосланном пресс-релизе Лоран Журну, вице-президент ASBIS по продажам и маркетингу, объяснил: «Это непростое решение было принято в связи с тем, что ASBIS не может заниматься дистрибуцией изделий Maxtor в условиях, когда прибыльность торговых операций крайне низка, а стоимость сервисного обслуживания чрезвычайно высока». Кроме того, компания не согласилась с политикой формирования и поддержки каналов сбыта, практикуемой Maxtor, в частности с существенно возросшим в последние 12 месяцев количеством ее дистрибьюторов в регионе ЕМЕА.
Следует отметить, что у Maxtor были финансовые затруднения. Согласно опубликованному отчету, в III квартале 2004 ф. г. (закончился 25 сентября) оборот составил 927,2 млн. долл. и сократился по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 13%. Валовая прибыль сократилась до 6,4% по сравнению с 9,0% во II квартале этого года. Снижение прибыльности в значительной степени стало результатом ценовой эрозии, вследствие которой средняя отпускная цена накопителя снизилась на 6% с 71 долл. во II квартале до 67 долл. в III квартале.
В то же время Seagate, подводя итоги I квартала 2005 ф. г. (завершился 1 октября), объявила, что ее валовая прибыль за III квартал составила 17,7% по сравнению с 17,1% в предыдущем квартале. Вендору удалось в условиях сильной эрозии цен удержать среднюю стоимость на свои изделия на уровне 72 долл., сохранив средние ценовые показатели накопителей для настольных ПК на уровне предыдущего квартала.
По-видимому, именно не слишком благополучным финансовым положением Maxtor можно объяснить то, что в этом году трижды менялся ее финансовый директор: в марте был смещен Роберт Эдвардс, затем в середине октября был вынужден уйти Майкл Блесс (назначен на этот пост в августе), обязанности финансового директора были возложены на президента и главного управляющего Пола Туффано, но 15 ноября совет директоров сместил последнего со всех постов и исключил из состава совета директоров. Президентом и главным управляющим производственной деятельностью компании назначен Майкл Вингерт, а главным управляющим — К. С. Парк.