По данным IDC, в 2004 г. объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил 188 млн. долл.
Аналитики полагают, что среднегодовой темп роста рынка услуг в 2004—2008 гг. составит 41% (см. рис.).
При этом ожидается, что развитие разных видов услуг будет неравномерным.
По расчетам специалистов, в 2008 г. оборот в сегменте аутсорсинга инфраструктуры составит более 300 млн. долл. На обслуживании ПК и сетевого оборудования компании смогут заработать более 200 млн. долл. Порядка 180—190 млн. долл. принесет аутсорсинг ИС. Менее прибылен аутсорсинг обслуживания и администрирования ПО — около 60 млн. долл. Оборот в сегменте «ПО как услуга» вряд ли достигнет 50 млн. долл.
По сравнению с мировыми данными абсолютные цифры могут показаться не слишком грандиозными, но темпы впечатляют. Правда, в компании IBS полагают: в оценках IDC не учтен довольно значительный (40%) фрагмент — «закрытая» часть рынка, те работы, которые выполняются дочерними ИТ-компаниями для крупных заказчиков. Но эта доля будет падать, считают в IBS, и достаточно быстро.
Изменилось и отношение клиентов к аутсорсингу. Эта услуга еще два-три года назад воспринималась как странная заморская экзотика. Исследование «Востребованность услуг аутсорсинга, 2005 г.» было проведено E-xecutive по инициативе IBS (Data Fort) и «КорпусГрупп» в феврале 2005 г. на основе анкетирования 920 менеджеров высшего и среднего звена. Оно показало, что услугами третьих фирм пользуются 61% опрошенных компаний. Наиболее часто на аутсорсинг передаются функции административно-хозяйственных служб (АХО) и ИТ-отделов — по 60% из числа использующих аутсорсинг. По-прежнему не хотели бы передавать на аутсорсинг функции ИТ-отделов чуть менее 5% опрошенных. Нужно отметить, что в ряде случаев заказчики по объективным причинам не пользуются аутсорсингом. Например, машиностроительные заводы, выпускающие военную продукцию, в силу понятных ограничений не могут сотрудничать с третьими фирмами.
Что же собираются клиенты передавать на аутсорсинг?
Более 80% хотят передать поддержку пользователей, затем идут поддержка Web-ресурсов (почти 60%), поддержка компьютерного парка и администрирование ИТ-систем, поддержка корпоративных сетей (по 40%). Почти четверть опрошенных готовы избавиться от поддержки бизнес-приложений, о чем раньше не было и речи. Чуть больше 20% собираются разместить бизнес-приложения и БД в центрах обработки и хранения данных. Передать все ИТ-функции на аутсорсинг готовы чуть более 10% респондентов.
Мотивы выбора модели аутсорсинга в мире и в России по-прежнему различны. Если в других странах (по данным IDC за 2003 г.) в качестве основных причин называют необходимость выполнить проект в сжатые сроки, передовые технологии, которыми владеют подрядчики, нехватку собственного персонала, необходимость повысить качество услуг внутренним пользователям, то в России клиенты хотят решить другие проблемы. Согласно данным E-xecutive, это желание в первую очередь снизить затраты, во вторых — сконцентрироваться на профильном бизнесе, в третьих — повысить качество, и наконец, передать часть рисков аутсорсеру.
Причины, по которым аутсорсинг все еще не выбирают, мало изменились за последние несколько лет. Если в 2001 г., согласно исследованию журнала «Эксперт», на первом месте называли неясности в схеме расчетов с исполнителем и сложности ценообразования, то теперь уже все стало ясно: на первом месте (по данным E-xecutive, 2005) стоит ответ «экономически неоправданно». Как считать — уже понятно, но соотношение цена/качество по-прежнему недостаточно привлекательно. В ходе реальных тендеров выясняется, что высокие стандарты качества западных поставщиков услуг оборачиваются неподъемной даже для очень небедных клиентов ценой, примерно на треть дороже, чем тратится на те же цели внутри компании. Если учесть, что основной аргумент «за» — снижение затрат, то, очевидно, именно стоимость услуг существенно тормозит дело. Другие причины скептического отношения — соображения безопасности и малое число поставщиков услуг — сохранились.
Видимо, методика исследования не учитывает возможности двух принципиально разных подходов к аутсорсингу, которые практикуют российские заказчики. Один сводится к тому, чтобы достичь наибольшей экономии, для чего заказчики ищут сферы, где предложение услуг велико, максимально снижают цену, используя конкуренцию, и организуют дело так, чтобы в любой момент можно было быстро сменить партнера. К подобным сферам относится обслуживание копировально-множительной техники. Такой аутсорсинг, судя по высказываниям ИТ-директоров, широко распространен, причем в самых разных регионах. Его практикуют множество компаний, как крупных, так и совсем небольших, а предложение услуг здесь массовое.
Другой подход встречается реже. Он подразумевает использование аутсорсинга как средства повышения надежности своих ИТ-систем, одновременно отдав в чужие руки всю черновую работу, связанную с поддержкой инфраструктуры. К тому же обеспечение информационной безопасности уже называют «решаемым вопросом». Например, существует возможность практически мгновенно закрыть доступ к корпоративным ресурсам лицам, в том числе официальным, которые захотят с ними познакомиться. А для этого желательно физически разместить серверы в таком месте, куда официальные лица не смогут легко попасть, за границей, например. При таком подходе речь идет уже о возможном выкупе всей инфраструктуры заказчика аутсорсером.
Понятно, что фирм, которые могли бы обеспечить сервис такого уровня, не много. А заказчики, которым он нужен, хоть и немногочисленны, но наиболее желанны, и именно за них развернется самая серьезная борьба. Автору не известно о реализации проектов такого класса в России, но, похоже, они скоро появятся, поскольку тендеры уже проводятся и переговоры идут.
Маркетинговая активность западных игроков, таких, как IBM Global Services и их коллег из HP и Siemens, выросла очень заметно за последний год. Вместе с IBS энергично продвигают свои услуги КРОК и ЛАНИТ. Во всяком случае, именно эти фирмы знакомы большинству участников опроса E-xecutive. Начинается очередной раунд противостояния иностранных и отечественных поставщиков, на этот раз не ПО, а услуг. На стороне мировых брэндов — финансовые ресурсы, крупные центры обработки и хранения данных, методология и качество, огромный опыт. На стороне российских игроков — гибкость, знание местных условий, не такое жесткое следование единым правилам и стандартам, какое практикуют их западные коллеги. Аргументы, хорошо знакомые по противостоянию производителей ERP-систем. В этом давнем споре более низкая цена российских продуктов всегда была очевидной.
По поводу цен на аутсорсинг единого мнения нет. В Центре аутсорсинга Data Fort (группа компаний IBS) говорят, что их услуги на 30 и более процентов дешевле, чем у зарубежных конкурентов. Но от ИТ-директоров крупных холдингов можно услышать, что аутсорсинг ИТ-инфраструктуры в России обходится не дешевле, чем аналогичные услуги в Европе.
Другим важным фактором может стать наличие или отсутствие партнерской сети или какой-либо структуры, способной оказывать услуги по всей территории страны. Это имеет значение для крупных холдингов и государственных структур. Но пока есть замкнутый круг: нет спроса — нет поддержки. Пока не будет поддержки, спрос не появится.
Одна попытка уже предпринята. Реструктуризация в IBS позволит соединить возможности Центра обработки данных Data Fort, расширенной команды сертифицированных специалистов и партнерской сети. IBS располагает сетью из более чем 170 региональных авторизованных сервисных центров в 88 субьектах РФ, а в целом насчитывает более трехсот партнеров. Теперь ставится задача создать на этой основе структуру, способную оказывать услуги по аутсорсингу крупным территориально распределенным компаниям, то есть практически превратить партнеров, ранее занимавшихся сервисом, в единую сеть, способную работать в области аутсорсинга.
Организовать такую структуру непросто. Алексей Клопотовский, исполнительный директор Центра аусторсинга (ЦА), непосредственно отвечающий за развитие партнерской сети, говорит, что равный уровень качества и быстродействия, общие стандарты обслуживания по всей территории пока удается обеспечить в 80% случаев. Реально есть несколько проектов, в том числе для British Petroleum (ИТ-поддержка АЗС), и есть партнеры, с которыми установлено взаимодействие в рамках этих конкретных проектов. Но в целом общей партнерской программы пока нет, она только создается. По словам Клопотовского, в течение 2005 г. будет проведен цикл консультаций с действующими партнерами для обсуждения взаимовыгодных условий такой деятельности.
Пока партнеры относятся к идее настороженно, не совсем понимая, как предлагаемая схема будет работать, насколько выгодным окажется сотрудничество. IBS, по-видимому, собирается действовать очень осторожно. «А то такие можно условия назначить, что с тобой вообще никто работать не будет», — говорит Клопотовский, имея в виду опасность конкуренции между партнерами и конфликты, характерные как для дилерских сетей, так и для компаний-интеграторов, внедряющих продукты одного вендора.
От того, насколько успешно будет решена задача построения слаженно действующей разветвленной сети, во многом зависит дальнейшая перспектива любого поставщика услуг, который хочет заниматься серьезными проектами.
Высказывается мнение, что западным грандам сделать это будет сложнее, поскольку возможные партнеры опасаются впоследствии потерять в результате поглощения бизнес, возникший в ходе сотрудничества. Вероятно, тут есть доля преувеличения, но в любом случае построение территориально распределенной структуры, предлагающей услуги аутсорсинга, — процесс длительный и сложный. Тот, кто быстрее решит задачу, получит явное преимущество.
По терминологии мировых аналитиков
Gartner: Под ИТ-аутсорсингом понимается долгосрочный контракт на предоставление услуг с определенным уровнем качества, который подразумевает передачу ИТ-функций в управление стороннему поставщику. В рамках контракта по аутсорсингу возможна передача людей либо активов (ПО и оборудования) в управление сторонней организации. Услуги по аутсорсингу могут предоставляться на территории как клиента, так и поставщика услуг.
IDC: Аутсорсинг — это договор организации с третьей стороной с целью управления и улучшения внутренних операций всей или части ИТ-инфраструктуры, ИТ-функций, бизнес-процессов или бизнес-решений. Аутсорсинг включает фиксированные условия и соглашения, которые могут затрагивать имущество или людей.
Цифры и факты
По прогнозу IDC, общий объем российского рынка ИТ-услуг составит к 2006 г. 626 млн. долл. Специалисты Gartner утверждают, что расходы на ИТ-аутсорсинг к 2005 г. в США составят 160 млрд. долл., в Западной Европе — 72 млрд. евро. 72% компаний—потребителей ИТ-услуг делают выбор в пользу аутсорсинга. Примерно 70% компаний передавали на аутсорсинг хотя бы одну функцию.