В январе на открытии ежегодной выставки Macworld Expo Стив Джобс, главный управляющий Apple Computer, представил первые образцы настольных компьютеров iMac и новых ноутбуков MacBook Pro на основе двухъядерных процессоров Intel Centrino Duo. Он также заявил, что к концу 2006 г. все компьютеры Macintosh, включая наиболее доступные по ценам iBook и Mac mini, будут переведены на процессоры Intel.

Это сообщение вызвало незамедлительную реакцию рынка. Как отмечали аналитики, в течение прошлого года стоимость акций Apple почти удвоилась и уже 11 января выросла еще на 25%. В тот же день, основываясь на объявлениях Джобса и на заметно возросших в IV квартале 2005 г. доходах компании, аналитики Standard & Poors увеличили в своем годовом прогнозе стоимость акций Apple с 66 до 83 долл. По словам Джобса, в IV квартале 2005 г. доход компании составил 5,7 млрд. долл., из которых более 1 млрд. долл. пришлось на продажи в розничных магазинах Apple.

Столь значительному успеху компания обязана возросшим продажам iPod, а также росту популярности ее Интернет-магазина iTunes. Только в IV квартале было продано 14 млн. устройств iPod, что почти в три раза больше, чем за тот же период 2004 г., а общий объем продаж iPod составил 42 млн. шт.

По утверждению руководителей Apple, через iTunes в последние предновогодние недели продавалось до 3 млн. музыкальных записей в день. В то же время они не отрицали, что в IV квартале наблюдался определенный спад продаж Macintosh, — покупатели откладывали их покупки в ожидании новых компьютеров на базе ЦП Intel. За квартал было продано 1,25 млн. Mac’ов, что ниже прогнозов аналитиков.

После перехода на процессоры Intel новые компьютеры, сохранив свой привлекательный дизайн, по словам Стива Джобса, значительно увеличили производительность по сравнению с ранее выпускавшимися системами на базе ЦП PowerPC — у iMac она возросла в полтора-два раза, а у ноутбуков почти в четыре. На Macworld было представлено по две модели настольных iMac (на ЦП Core Duo с частотой 2,0 ГГц и 1,83 ГГц), комплектуемых соответственно 20- и 17-дюйм ЖК-экранами. В моделях ноутбуков MacBook Pro, пришедших на замену PowerBook G4, используется процессор Core Duo с частотой либо 1,83 ГГц, либо 1,67 ГГц. Ноутбуки MacBook Pro комплектуются ПО Apple FrontRow, с помощью которого можно смотреть видео и слушать музыку. MacBook Pro имеют встроенный ИК-датчик, который позволяет использовать их как домашний медиа-центр (с пультом дистанционного управления).

Все новые Mac’и оснащены встроенной Web-камерой iSight (работает под управлением Mac OS X 10.4 и оснащена набором мультимедийных программ iLife’06), которую можно использовать для проведения видеоконференций.

Однако вместо того чтобы снижать цены на iMac и тем самым увеличивать их продажи, Apple по-прежнему надеется заставить потребителей платить больше за ее элегантные продукты. Например, в январе модель iMac, использующая ЦП с частотой 1,83 ГГц и 17-дюйм ЖК-монитор, стоила 1299 долл., а модель с ЦП 2 ГГц и 20-дюйм ЖК-монитором — 1699 долл. (цены в России еще выше — 1909 и 2479 долл. соответственно). Недешевы окажутся и новые ноутбуки MacBook Pro, поставки которых начинаются в феврале. Младшую модель (ЦП 1,67 ГГц и 15,4-дюйм экран) можно будет приобрести за 1999 долл., а модель MacBook Pro с более производительным ЦП, ОЗУ 512 Мбайт, более емким жестким диском и расширенной видеопамятью — за 2499 долл. (в России — 2649 и 3299 долл. соответственно).

Стоит отметить, что, по данным специального исследования фирмы iSuppli, при переходе на новые процессоры Apple даже пожертвовала прибылью. Себестоимость новых компьютеров заметно возрастет — Apple придется платить за компоненты, закупаемые у Intel, почти на 200 долл. больше, чем она платила IBM.

Однако на новых компьютерах Apple не появится логотип «Intel Inside», как на большинстве фирменных ПК, использующих процессоры Intel. «Мы не будем принимать участия в этой маркетинговой кампании, во-первых, потому что она является добровольной, и во-вторых, она не способствует продвижению нашей марки», — объяснил на Macworld Expo Фил Шиллер, старший вице-президент Apple по всемирному маркетингу продуктов.

В то же время поклонники Apple обращают внимание на то, что Macintosh с процессором Intel становится единственной в мире системой, способной работать с четырьмя наиболее популярными классами ПО — Mac OS X, Java, Linux и Windows. Таким образом, пользователи могут наряду с офисными приложениями Microsoft Word и Excel использовать программы набора iLife — слушать музыку и смотреть видео, загружаемые с iTunes, размещать в Интернете свои фотографии с помощью iPhoto. Это открывает для Apple возможность привлечь на сторону компьютеров Macintosh большую армию пользователей. Возникла даже новая аббревиатура Mactel, которая должна символизировать появление новой программно-аппаратной платформы, конкурирующей с нынешней Wintel.

Как считает Microsoft, ничто не препятствует Apple сертифицировать и обеспечить выполнение Windows на Macintosh именно теперь, когда компания перешла на стандартную аппаратную основу.

Однако Apple не стремится к реализации подобных возможностей. «Мы не сделали ничего, что бы явно препятствовало выполнению Windows на новых Mac’ах, но мы также не делаем ничего, чтобы поощрять это», — заявил Вили Ходжес, старший менеджер по продуктам Apple.

Ясно, что компьютеры Macintosh на базе ЦП Intel должны расширить присутствие Apple на рынке ПК, где ее доля составляет всего 3%. Ряд аналитиков сегодня повышают прогнозные уровни стоимости акций компании и всерьез рассчитывают, что переход на новую платформу позволит Apple в 2007 г. увеличить долю на мировом рынке ПК вдвое, доведя ее до 6%.

Однако среди аналитиков есть и явные скептики, к числу которых относится Клейтон М. Кристенсен, профессор Гарварда и автор вышедшей в 1997 г. монографии «Дилемма инноватора». Он считает, что нынешний успех Apple зиждится на стратегии, которая не выдержит испытания временем: «Полагаю, что компания сможет еще некоторое время расти. Ее успех обусловлен тем, что Джобс не менял кредо компании: создание впечатляющих продуктов на базе собственной архитектуры. Но большинство людей вполне устраивают ПК за 500 долл. на базе ЦП Intel с ОС Windows».

Взгляд из России

Евгений Бутман, президент дистрибьюторской компании DPI, поставляющей в Россию продукты Apple:

«Переход Apple на выпуск компьютеров с процессорами Intel для нашего рынка очень важен. Мы уже увеличили объем розничных продаж и планируем развиваться в этом направлении. Круг покупателей расширяется. Российский пользователь, как и любой другой, ценит в технике прежде всего качество, a продукция Apple известна своей надежностью и функциональностью. По сообщению Apple, в будущем все компьютеры будут оснащены процессорами Intel. Стоит ожидать, в том числе, и экономичные модели.

В отношении возможности установки ОС семейства Windows на компьютеры Apple на базе ЦП Intel хочу отметить, что сейчас для пользователей важны совсем другие факторы. Новые компьютеры Apple привлекательны не тем, что на них можно запустить различные ОС, а тем, что на них легко выполняется широкий круг задач, они стабильны и предоставляют пользователям очень интересные возможности повседневного использования.

Последнее время мы наблюдаем «бум» высокоскоростного Интернета. В iMac есть все, чтобы использовать новые цифровые технологии. Например, Web-камера iSight, с помощью которой можно быстро организовать видеоконференцию. Front Row позволит посмотреть рекламу новых кинофильмов, выбрать понравившийся и пойти в кино. Пакет iLife ориентирован на увлеченных и талантливых людей, а также на тех, кто любит творить. Программа iPhoto позволяет создать красивый фотоальбом и показать его родным, распечатать на фотопринтере, выложить в Интернете или записать на DVD. В iMovie можно на основе отснятого видео смонтировать фильм с титрами и переходами, создать красивое меню и записать в iDVD. Также есть программы для создания музыкальных произведений. И весь этот контент можно разместить в Интернете на домашней странице пользователя, используя Интернет-сервис .Mac».