Доля услуг в обороте российских системных интеграторов колеблется от 15—20% у региональных фирм до 90% у специализированных компаний, таких, как, например, «Оптима» или «Рексофт»*. В среднем в 2004 г. эта доля была на уровне 40%, а доля сотрудников, занятых в области услуг все рабочее время или более его половины, составила около 60% общей численности персонала.
По данным IDC, лидером отечественного рынка (по объему прибыли, полученной от предоставления ИТ-услуг) в 2004 г. была компания «Крок». За ней следуют IBS, R-Style Group, HP, «Открытые технологии», «Борлас», Optima, ЛАНИТ, «ТехноСерв А/С», i-Teco. Как сообщили в «Крок», доход компании от ИТ-услуг в 2004 г. составил 75,91 млн. долл. При этом построение ИТ-инфраструктур принесло 57,4% дохода, консалтинговые услуги по построению сетей и сетевая интеграция дали 12,6%, разработка приложений на заказ — 7,8%. В структуре оборота 60% составляют региональные проекты, 40% реализованы в Москве. Борис Бобровников, генеральный директор «Крок», полагает, что структура доходов его компании примерно отражает общерыночные соотношения.
Как показал опрос CRN/RE, наибольший доход в сфере услуг интеграторы в 2004 г. получали, выполняя работы по инсталляции всех видов компьютерного и сетевого оборудования (установка, настройка, монтаж и пр.). На втором месте — интеграция и внедрение приложений. Сергей Барышев, технический директор R-Style, отмечает, что, хотя инсталляция оборудования и занимает значительное место, в будущем доля таких работ уменьшится. В семи компаниях полагают, что к 2007 г. этот бизнес сократится вдвое.
Интеграция и внедрение приложений остается одним из приоритетных направлений, однако, как считает Барышев, по сравнению с другими видами услуг, в денежном выражении доля этого бизнеса увеличиваться не будет.
В шести компаниях более 10% дохода от услуг получают за счет консалтинга.
Практически все опрошенные полагают, что к 2007 г. их прибыль от этой деятельности возрастет и займет в структуре оборота более значимое, чем сейчас, место. Некоторые фирмы рассчитывают на рост в полтора-два раза, при этом средняя доля дохода от консалтинга составит 13%.
Правда, отношение к консалтингу неоднозначное. Владимир Тикунов, директор ООО «Утилекс АйТи 2000» из Новосибирска, говорит, что рынок ИТ-консалтинга только формируется, потребность в подобных услугах растет, но заказчики пока не готовы платить за них. «Очень часто оплата за консалтинг скрыта в стоимости других услуг, которые мы предоставляем заказчику. Ведь формально мы консультируем его бесплатно», — замечает он.
Разговоры об услугах и консалтинге идут не первый год, но положение дел в этой области меняется медленно. Правда, если раньше речь шла о крупных фирмах (как заказчиках, так и подрядчиках), в основном базирующихся в столице, то теперь — о региональных компаниях среднего размера. В холдингах федерального масштаба тема услуг уже не обсуждается. Деньги эти клиенты платят, правда, постоянно жалуются на неудовлетворительный уровень консалтинга, на необходимость тесной работы с подрядчиком, на незнание исполнителями тех особенностей бизнеса, которые важны для заказчика.
Для региональных системных интеграторов спрос на консалтинг — дело относительно новое, и заключается он в основном в оптимальном применении тех или иных программных решений у их клиентов. По мнению Алексея Ананьина, президента компании «Борлас», весьма востребованными стали проекты, в которых помимо ИТ-составляющей присутствует управленческий консалтинг — оптимизация бизнес-процессов, рекомендации по изменению организационной структуры и т. п.
В целом, положение дел в нашей стране двойственное. С одной стороны, есть большой неудовлетворенный спрос на услуги. Клиенты сетуют, что обслуживанием ИТ-систем в регионах заниматься некому, что если в областном центре еще можно найти исполнителя, то в нескольких десятках километров от города приходится полагаться только на собственную ИТ-службу. Заказчики, будучи невысокого мнения о местных интеграторах, не умеющих работать с компьютерным парком на промышленных производствах, ищут подрядчиков для написания узкоспециализированного заказного ПО.
С другой стороны, сами интеграторы и рады бы зарабатывать на услугах, да не всегда это получается. Кадры нужны, а собирать и растить их дорого, долго, рискованно. Структуру фирмы надо перестраивать, а как это делать — не знают. Ориентация на услуги требует определенной стабильности, долгосрочной стратегии, а даже прогноз на два года далеко не все компании, участвовавшие в опросе CRN/RE, способны дать. «Так далеко мы не загадываем», — отмахиваются они. Оказание услуг требует отлаженных бизнес-процессов, а это задача не одного дня. Нет порядка — не будет ни качества, ни скорости. Отвечая на вопросы редакции журнала Intelligent Eneterprise («СК Пресс»), 42% респондентов в качестве основной проблемы отметили несоблюдение исполнителем графика работ по проекту. 41% считают, что специалисты интегратора не понимают целей проекта. В то же время 39% ИТ-директоров уже отдали обслуживание и поддержку аппаратных средств на аутсорсинг, и еще 23% собираются это сделать. Управление и поддержку некоторых бизнес-приложений 23% компаний уже отдали, и еще 14% собираются передать внешним подрядчикам. И какой бизнес-процесс ни взять — четверть, а то и больше заказчиков еще только собираются заняться его автоматизацией. Что касается таких направлений, как планирование, бюджетирование, корпоративное управление, то почти половина (46%) респондентов намерены автоматизировать их в 2006 г. 44% ИТ-директоров заявили о намерении автоматизировать процессы управления документами и совместной работы пользователей. Так что интегратору есть чем заняться. Надо только уметь.
* Данные получены в результате опроса российских системных интеграторов, проведенного CRN/RE в августе 2005 г. Опрошено 15 фирм, в число которых вошли как региональные с оборотом в несколько десятков миллионов долларов, так и крупнейшие столичные игроки.