Среди событий конца января стоит отметить презентацию долгосрочного технологического прогноза «Российский IT-Foresight». Этот проект, как заявлено, «предполагает определение приоритетных направлений развития российской отрасли ИКТ на ближайшие 15—20 лет, оценку влияния ИКТ на социально-экономическое развитие нашей страны и выявление наиболее перспективных технологий и научных исследований, которые получат государственную поддержку». Разумеется, это более чем интересно, поскольку на основе таких оценок обычно определяются приоритетные направления, планируется деятельность министерств и ведомств. Это прекрасный инструмент для аргументации принимаемых ими решений.

Проект «Российский Форсайт» разработан Центром развития информационного общества «РИО-Центр» при поддержке Мининформсвязи РФ и использует методику National Technology Foresight, апробированную во многих странах мира, в том числе в Великобритании, Японии, Германии, Швеции, США. В ее основе лежит выявление и обобщение мнений тысяч экспертов, представляющих самые разные слои академической науки, бизнес-сообщества, представителей государства. Эти мнения собирают в ходе проведения «круглых столов», опросов, семинаров и конференций. Разумеется, все это предполагает организацию открытого, активного диалога между представителями науки, государства и бизнеса, что позволяет сформулировать рекомендации по повышению эффективности взаимодействия различных институтов общества на конкретных, наиболее перспективных направлениях развития. Но, как известно, «черт кроется в деталях». Для того чтобы заниматься прогнозированием на 15—20 лет, нужно научиться это делать хотя бы на три-пять лет вперед. В этом плане интересен опыт американского ЦРУ, регулярно выпускающего свои доклады с прогнозами. Недавно вышел очень интересный русский перевод последнего из них — доклада Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего» (книга называется «Россия и мир в 2020 году». М.: Издательство «Европа», 2005, —220 с.). Методика подготовки этих докладов очень похожа на ту, что предлагается в «Российском Форсайте», — ЦРУ провело совещания с экспертами по всему миру, региональные конференции и симпозиумы на пяти континентах, сделало интерактивный Web-сайт (все документы выложены на www.cia.gov/nic). Работа шла целый год, всего к обсуждению были привлечены около тысячи человек. Теперь интересно посмотреть на результат. Он, безусловно, очень полезен, поскольку позволил обратить внимание на некоторые тенденции, которые были ранее не замечены. Другое дело — достоверность прогноза. ЦРУ разработало четыре сценария развития событий, причем оговорило, что события могут развиваться по любому из них, по нескольким сразу, либо сценарии будут чередоваться.

Вернемся к «Российскому Форсайту». Смущают очень короткие сроки, отведенные на составление прогноза, — итоги исследований в рамках проекта планируется подвести уже в мае-июне. Большие сомнения возникают и по поводу тысяч экспертов — хорошо, если по России получится собрать полсотни человек, у которых есть что сказать на эту тему. Прошлогоднее обсуждение вывешенной на сайте АПКИТа «Концепции развития ИТ-отрасли» показало, что активность таких обсуждений крайне низка, а результативность почти нулевая.

Методологическая трудность заключается в том, что если собрать десяток экспертов, то, по моим представлениям, они могут, уточняя друг друга, дать неплохой краткосрочный прогноз на ближайшие один-три года, но с удлинением срока прогнозирования быстро растут ошибки, связанные с проблемами учета факторов скорости и глубины научно-технического прогресса, тенденций развития мировой экономической системы, и совсем сложно оценивать политические и иные риски, поскольку все политические процессы в мире в ближайшие 15 лет будут сугубо нелинейны.

Настораживает и то, что мнения экспертов преломляются через призму членов группы, занимающейся обобщением. Если понимать под обобщением усреднение, то это просто не работает, поскольку тогда нужно вводить коэффициенты «качества» экспертов.

Возникает вопрос, что же делать? Мне представляется, что так называемые точки бифуркации в сфере информационных технологий нужно срочно искать в сегодняшних технологиях, благо ведомство Фурсенко еще не успело доконать российскую науку и образование (но весьма близко к этой цели). В качестве иллюстрации замечу, что мой знакомый университетский профессор ежегодно проводит тестирование своих студентов. Если лет десять назад его тесты сдавали 80% студентов, то сейчас только 20%.

Есть компьютерные игры, где ты на каждом этапе что-то выигрываешь и считаешь себя умным и удачливым, но в итоге попадаешь в ситуацию, в которой сделать уже ничего не возможно. Глядя на некоторых чиновников, у меня создается впечатление, что они играют именно в это.

Ну а областей, где находятся точки бифуркации, в ИТ не так уж и много: это лингвистические технологии, новые компьютерные архитектуры и новые парадигмы вычислений, искусственный интеллект и робототехника. И что характерно, все они в России, мягко говоря, недофинансированы. Да и само прогнозирование — не сиюминутная PR-забава, а постоянная, очень непростая и недешевая работа, недаром в США этим на государственном уровне занимаются весьма серьезные конторы.

В заключение для экспертов хочу рассказать поучительную быль. В далекие советские времена сотрудник нашего посольства в одной жаркой стране сообщил в Москву, что на соседнее дружественное нам государство готовится нападение. По каким-то причинам никаких мер принято не было, случилась война, скандал в ведомстве, стали разбирать причины провала внешней политики в этом регионе и в итоге — обвинили самого этого сотрудника. «Вы нас не убедили!» — по-отечески сказали ему и отправили в отставку.