Еще год назад в разных странах мира проходили форумы Intel для разработчиков (IDF), на которых программисты, системотехники, конструкторы и проектировщики вычислительных систем узнавали о ближайших и перспективных планах производителя по использованию технологий и выпуску новых продуктов. Причем начиная с 2002 г. выездные сессии Форума проводились в нашей стране (в 2004–2005 гг. дважды в год). Именно тогда президент представительства Intel Стив Чейз заявил, что «российская сессия IDF поможет в реализации нашей долгосрочной программы поддержки развития России в области компьютерных и информационных технологий».

Но уже в 2006 г. состоялась лишь одна сессия, в течение которой в регионе ЕМЕА форумы для разработчиков прошли в Москве, Киеве, Каире, Праге и Тель-Авиве. А в текущем году число форумов уменьшилось до трех, из них первый весенний прошел в середине апреля в Пекине под лозунгом «Ускорь внедрение инноваций» (еще два пройдут в Тайбэе и Сан-Франциско).

Можно предположить, что на решение резко сократить число встреч с региональными разработчиками программно-аппаратных средств повлияла программа реорганизации Intel, объявленная в прошлом году президентом и главным управляющим компании Полом Отеллини и предусматривающая экономию ресурсов, в том числе маркетинговых средств. Остается лишь констатировать, что многочисленные российские партнеры Intel, прежде всего из числа региональных компаний — сборщиков компьютеров, лишились возможности из первых рук узнать о новейших технологиях и разработках, которые в виде готовых изделий вскоре должны появиться на рынке.

По-видимому, чтобы заполнить образовавшийся информационный вакуум, в конце апреля Россию посетил исполнительный вице-президент Intel и генеральный менеджер подразделения Sales and Marketing Group Шон Мэлоуни. Вместе с Дмитрием Конашем, региональным директором Intel в России, он сообщил о деятельности компании в I квартале 2007 г. в мире и в нашей стране, а также вкратце рассказал об объявлениях, сделанных на IDF, прошедшем в Пекине.

«В I квартале объем выручки составил 8,9 млрд. долл., что, правда, на 1% ниже показателя аналогичного периода 2006 г. Зато, по сравнению с прошлогодними результатами, чистая прибыль компании увеличилась на 19% и составила 1,6 млрд. долл., а прибыль в расчете на акцию возросла на 17%. Это свидетельствует об успешной реализации принятой нами в прошлом году стратегии управления компанией», — сказал Шон Мэлоуни, — правда, эти показатели ниже рекордного III квартала 2003 г., когда чистая прибыль Intel составила 2,2 млрд. долл., а уровень валовой прибыли достиг 56%; в I квартале текущего года валовая прибыль — 50,1%.

Во II квартале текущего года компания ожидает выручку в пределах 8,2–8,8 млрд. долл., при этом уровень валовой прибыли может составить 48% (±2 пункта). В течение квартала компания намерена выделить на НИОКР, общие, маркетинговые и административные расходы не более 2,6—2,7 млрд. долл., из которых часть средств пойдет на технологическое перевооружение фабрики Fab 11X в Рио-Ранчо (Нью-Мексико) для выпуска 45-нм продуктов с использованием 300-мм пластин. Другая часть средств направляется на строительство новой фабрики Fab 68 в Китае (Далян), общая сумма инвестиций в которую должна составить 2,5 млрд. долл. Завод в Даляне станет первым по производству микросхем Intel в странах с развивающейся экономикой. После пуска в 2010 г. на нем будут производиться наборы микросхем — согласно законодательству США, американские компании не имеют права передавать Китаю передовую технологию микропроцессоров.

На вопрос о том, не намечает ли Intel создать подобное производство в России, Шон Мэлоуни ответил отрицательно. Компания более 15 лет работает в России, руководители Intel регулярно отмечают ее как страну с самыми высокими показателями развития рынка ИТ в ЕМЕА и в мире и как регион с наиболее высокими приоритетами. Но, судя по всему, Китай все же оказался более привлекательным — туда Intel направляет капиталовложения. Как объяснил Дмитрий Конаш, это обусловлено появлением в Китае большого числа квалифицированных специалистов, а также низкими налогами, более низкой стоимостью земли и другими финансовыми льготами. «Зато в составе подразделений Intel в России работает почти 1,3 тыс. сотрудников — это больше, чем у любой другой иностранной компании. Хотя, конечно, инвестиции в Россию значительно меньше тех, которые планируется направить в Китай», — признал он.

Основным технологическим достижением компании, по мнению Шона Мэлоуни, в прошедшем квартале стал массовый выпуск четырехъядерных процессоров. 12 моделей этих процессоров для серверов, устройств хранения данных, встраиваемых систем и игровых ПК поставляются на рынок. К середине 2007 г. Intel планирует продать свыше 1 млн. четырехъядерных процессоров.

«Особо отмечу Intel Xeon: по производительности они превосходят двухъядерные процессоры для серверов на 30–60%, но мы их продаем по тем же ценам. Новые процессоры Xeon в 10 раз меньше потребляют энергии по сравнению с одноядерными процессорами, выпускавшимися два года назад. Это привлекло внимание к Xeon компании Sun Microsystems, с которой мы заключили стратегический альянс и которая будет выпускать и продвигать свои серверы на базе этих процессоров», — заявил вице-президент Intel.

В свою очередь Дмитрий Конаш отметил быстрый рост продаж двухъядерных Intel Core 2 Duo — по оценкам компании, в I квартале каждый третий процессор, проданный в России, принадлежал к этому семейству ЦП. «В особенности быстро они стали продаваться в составе новых моделей ноутбуков, и, как подсчитали аналитики, доля мобильных ПК на базе архитектуры Intel в I квартале превысила 83%», — сказал Дмитрий Конаш. Он также отметил ряд проектов крупных российских компаний (среди них «Роснефть», Yandex, НПО «Салют», МТС), которые использовали в своих инфраструктурах ИТ системы на базе четырехъядерных процессоров Xeon, а также сообщил, что Росгидромет, «Аэрофлот», ВТБ, Альфа-банк, РАО «ЕЭС России», закупили настольные ПК, в которых применяется технология удаленного управления Intel vPro.

В то же время региональный директор Intel в России не смог объяснить, почему на нашем рынке возникли проблемы с четырехъядерными процессорами Quad Core для игровых ПК — больше половины моделей этих процессоров сборщики могут закупить у дистрибьюторов только по предварительному заказу. Это создает определенные проблемы — ведь известно, что покупатели таких мощных компьютеров не согласны ждать как минимум две недели, чтобы получить готовый ПК.

Однако во второй половине года, как пояснил Шон Мэлоуни, ситуация должна коренным образом измениться, поскольку Intel завершила разработку новой технологии производства микропроцессоров с нормами 45 нм и сейчас внедряет ее на своих фабриках. Intel сумела преодолеть возникшие при переходе на 45-нм процесс проблемы, применив новые полупроводниковые диэлектрики (high-k) и новую конструкцию транзисторов с металлическим затвором (metal gate). Это обеспечило низкое тепловыделение и высокую электрическую эффективность.

«Сейчас на основе 45-нм техпроцесса мы разрабатываем 15 моделей нового семейства четырехъядерных процессоров (кодовое название Penryn), массовое производство которых начнется во второй половине 2007 г. Они на 40% производительнее и выделяют меньше тепла, процессоры этой серии смогут применяться в настольных ПК, ноутбуках и серверах», — сказал Шон Мэлоуни.

Он также представил новую техноло гию Intel Centrino Pro для мобильных ПК, которая позволит в корпоративных инфраструктурах ИТ использовать методы удаленного управления ноутбуками, ранее реализованными в технологии Intel vPro, разработанной для настольных ПК. «В последние годы все более широко в качестве рабочих ПК корпоративные пользователи используют ноутбуки. Поэтому нам представляется весьма своевременным вывод на рынок технологии Centrino Pro, которая позволит управлять всем парком ПК, включая мобильные, и эффективно решать проблемы отражения внешних атак, управления доступом и распределение ресурсов», — отметил Шон Мелоуни.

Он также напомнил, что в 2006 г. Intel определила «многоядерность» как одно из стратегических направлений в области разработки и выпуска процессоров, что подтверждает подготовка к массовому производству четырехъядерных ЦП семейства Penryn. Компания также прорабатывает возможности создания процессоров с еще большим числом ядер. Так, за месяц до проведения IDF в Пекине Intel продемонстрировала прототип процессора с 80 ядрами, который при чрезвычайно низком тепловыделении (всего 45 Вт) показал производительность 1–2 Тфлопс (триллион операций с плавающей запятой в секунду). Как считают руководители Intel, подобные процессоры смогут стать через 4–5 лет основой для создания ПК и серверов со сверхвысокой производительностью.

Впрочем, возникает вполне обоснованный вопрос: «Не спешит ли Intel с разработкой процессоров с большим числом ядер?». Ведь для того, чтобы в полной мере использовать всю заложенную в них вычислительную мощность, необходимо ПО, способное осуществлять многопоточную обработку, и новые ОС, которые могли бы интеллектуально распределять задания между ядрами. В настоящее время подобные программные продукты существуют только для мощных серверных систем. Несколько продуктов, ориентированных на использование ресурсов многоядерных процессоров, выпустили создатели компьютерных игр. В то же время 99,9% ПО, предназначенного для решения офисных задач, для работы в Интернете и с телекоммуникациями, подобными возможностями не обладают.

Вице-президент Intel пояснил, что повы шение производительности ПК, которое достигается за счет применения многоядерных процессоров даже в условиях использования неоптимизированных программ, не дает повода для беспокойства. «Проведенные предварительные тесты показывают, что компьютеры на базе Penryn обеспечат в большинстве приложений рост производительности по сравнению с существующими ПК на основе двухъядерных ЦП в среднем на 25–50%», — заметил Мэлоуни.

Многоядерные процессоры семейства Penryn по-прежнему основаны на широко распространенной архитектуре х86, хотя, как признают специалисты, она содержит в себе множество особенностей и инструкций, унаследованных от моделей процессоров, которые выпускались еще 25 лет назад. Чтобы расширить возможности этой архитектуры, Intel постоянно добавляет в нее расширения команд MMX и SSE. В результате в современных процессорах х86 насчитываются сотни тысяч транзисторов, которые, по мнению экспертов, можно было бы исключить, снижая энергопотребление процессоров и их стоимость. По-видимому, принимая в расчет эти соображения, создатели прототипа 80-ядерного процессора Intel отказались от использования в нем набора инструкций архитектуры х86, заменив ее более перспективной.

На вопрос о том, не планирует ли Intel в своих массовых процессорах задействовать архитектуру, отличную от х86, Шон Мэлоуни ответил отрицательно: «Мы не отказываемся от этой архитектуры, потому что, во-первых, она позволяет выполнять все ранее разработанные и до сих пор используемые клиентами приложения. Во-вторых, за счет совершенствования технологий производства и конструкций ЦП, в том числе за счет многоядерности, мы постоянно увеличиваем производительность и энергетическую эффективность процессоров, что подтвердит и Penryn».

В то же время, по мнению ряда экспертов, на рынке возможно появление «гибридных» процессоров, в которых для обработки унаследованных приложений одно из ядер может быть построено на базе архитектуры х86, а остальные использовали бы иную архитектуру, ориентированную на специализированные задачи, например обработку видео, тем более что IBM, Sony и Toshiba уже создали процессор Cell, в котором одно ядро PowerPC управляет работой других восьми ядер. Сейчас этот процессор применяется в игровой приставке Sony PlayStation 3, но IBM уже приступила к производству усовершенствованной версии Cell, которую она использует в своих серверах и на основе которой создает суперкомпьютеры. Параллельно AMD разрабатывает и планирует выпустить в 2008 г. процессор Fusion, где ядро процессора х86 будет интегрировано с ядром графического процессора.

Партнеры Intel — о IDF

Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers: «IDF не был в последнее время основным источником знаний, — скорее всего, он играл роль своеобразной информационной точки отсчета. Для отечественных разработчиков аппаратуры и ПО отказ от проведения форумов в России не является серьезной потерей, так как Intel оказывает здесь весомую поддержку на постоянной основе. Нельзя сравнивать ситуацию трехлетней давности с сегодняшней, когда на смену одним бизнес-инструментам пришли другие. Сейчас наши сотрудники активно используют Intel Webinars для того, чтобы пройти обучение и пообщаться вживую с представителями корпорации, которые детально знают предмет».

Андрей Кириян, директор по маркетингу «Аквариуса»: «Если Intel считает, что форумы не имеют практической ценности, т. е. не приносят ожидаемого результата, то разумно было бы воздержаться от организации IDF в России. Учитывая высокую концентрацию производителей и разработчиков в Китае и на Тайване, естественно проводить IDF именно там, поэтому последний форум состоялся в Пекине. Все, кто считал необходимым присутствовать на нем, в том числе и из России, такую возможность имели.

«Аквариус» получает всю необходимую информацию заблаговременно и в полном объеме, а также постоянно участвует в различных специализированных мероприятиях Intel. При современном уровне развития технологий, Интернета и других коммуникационных каналов донести всю необходимую информацию до своих партнеров для Intel труда не составляет. IDF в большей мере нужен для популяризации разработок Intel среди массовых потребителей — специалистов в области ИТ.

Конечно, на IDF известную роль играло личное общение со специалистами Intel. Но в последнее время их сменили руководители высокого ранга, которые часто посещают нашу страну, что свидетельствует о повышенном внимании корпорации к российскому рынку».

Вячеслав Назаров, менеджер по ПК и серверам представительства Acer в России: «Форумы IDF традиционно привлекали к себе внимание и были знаковыми событиями на рынке. Трудно переоценить возможность получения локальными компаниями информации из первых рук. Помимо этого, IDF служили своеобразной площадкой для прямого общения между участниками рынка. Однако вряд ли решение Intel больше не проводить форумы в России окажется критичным для местных компаний, в особенности крупных.

В то же время негативный оттенок сообщения об отказе Intel от проведения российской сессии IDF лишь свидетельствует о растущем влиянии международных вендоров на рынки России и EMEA».

Ренат Юсупов, старший вице-президент по технологиям Kraftway: «Думаю, что отказ Intel от проведения IDF у нас свидетельствует о смене маркетинговой стратегии. Ведь в определенной степени форумы в России являлись расширенными маркетинговыми мероприятиями производителя.

Однако в последние годы ситуация на рынке поменялась, и крупные мировые компании, производящие ПК (Dell, HP и др.), стали более активно продвигать собственные марки, абстрагируясь от производителей процессоров. В такой ситуации противопоставлять свой бренд компонентов брендам конечных продуктов, связанным напрямую с их поставщиками, стало дорого и не слишком эффективно. Вот IDF и превратился в ненужный инструмент, поскольку был нацелен в основном на конечного потребителя, и его выездные сессии свернули.

Однако для отечественных разработчиков прекращение российской сессии IDF не стало критической проблемой — те из них, кому необходимо пообщаться с руководителями и ведущими специалистами вендора, могут использовать другие инструменты, коих в арсенале Intel немало: конференции для ведущих партнеров ISS и ESAA, IDF в оставшихся регионах, специализированные конференции, презентации новых продуктов, визиты руководителей корпорации в Россию и т. д. Кроме того, в Интернете в открытом доступе есть много информации для анализа».

Окончание в следующем номере