Большинство ИТ-компаний — очень молодые бизнесы. Те, «кому за 15», считаются ветеранами, причем не только в России. Исключений крайне мало, а опыт — в буквальном смысле слова «старших товарищей» — может быть, и не прямо применим к насущным проблемам других компаний, но во всяком случае дает пищу для размышлений и сопоставлений. Ведь умение удачно реагировать на изменения деловой среды, менять курс, оперативно выходить с новыми предложениями становится все ценней.

Историческая справка

Компания Software AG сейчас «широко известна в узком кругу», а было время, когда в России ей принадлежало 85% рынка ПО. Что неудивительно, поскольку ее ключевой и самый давний продукт — Adabas, база данных, первоначально использовался на мейнфреймах. Фирма была основана в немецком городе Дармштадте в 1969 г. шестью молодыми людьми, экс-сотрудниками одной консалтинговой фирмы. Через два года появилась первая версия продукта, нашлись солидные клиенты, и Adabas стал завоевывать позиции, а затем к нему присоединилось и собственное средство разработки, Natural. У фирмы появились отделения в США, Японии, но к концу пятого года в ней работали всего 13 человек. Через 12 лет североамериканское отделение вышло на Нью-Йоркскую биржу.

Время господства мейнфреймов уходило, менялись акценты: появлялись новые продукты, в том числе и на Java, XML, были заключены соглашения с SAP AG и Microsoft. Через тридцать лет после основания компания вышла на Франкфуртскую биржу, и это IPO было крупнейшим в ИТ-отрасли на тот момент. Годы интернет-бума вначале принесли удачу Software AG: оборот 2001 г. оказался рекордным (и остается таким по сей день) — 588 млн. евро. Потом дела стали хуже: в 2002 и 2003 гг. дивиденды не выплачивались, валовой доход компании за 2004 г. составил 411 млн. евро. Но кризис удалось преодолеть: в 2006-м совокупный доход вырос на 10%, до 483,0 млн. евро, причем совокупная прибыль, увеличившаяся на 18% по сравнению с 2005 г., составила 73,2 млн. евро. Сегодня руководство Software AG строит агрессивные планы на будущее. В марте текущего года было объявлено о стратегии роста, нацеленной на удвоение оборотов. Президент Software AG К.-Х. Штрайбих, занимающий свой пост с 2003 г., намерен достичь оборота в 1 млрд. евро в течение следующих 5 лет.

Собери SOA-«пазл»

За счет чего выходить из кризиса и куда двигаться дальше? Отчасти решением могут стать приобретения, и компания их делала: в 2005 г. куплена израильская Sabratec, годом позже — немецкая Casabac, в текущем году — SPL, тоже из Израиля (это только более-менее крупные сделки, кроме них было и несколько помельче). Весной 2007 г. Software AG объявила о намерении провести слияние (формально еще не завершено) с американской Webmethods. Это событие особого рода. Достаточно напомнить, что оборот Webmethods составляет 209 млн. долл., а сумма предполагаемой сделки — 546 млн. долл. Кроме того, у Webmethods одни из лучших технологий в области интеграции и она — в числе лидеров рынка SOA/BPM. Это явно далеко не последнее приобретение Software AG.

Каждый вендор собирает свой «пазл» по определенному плану. Software AG тоже имеет такой план: ключевые слова в нем SOA (Service Oriented Architecture, сервисно-ориентированная архитектура) и управление бизнес-процессами (BPM).

Концепция SOA пока только завоевывает рынок: маркетинговой агитации очень много, реальных результатов еще ждать и ждать. Но многие крупнейшие вендоры уже заявили о своих намерениях и немалых аппетитах в этой области: IBM, BEA Systems, SAP, Oracle позиционируют свои продукты, иногда довольно давно существующие, как базу для SOA. Идея у всех близкая: нашим (в первую очередь крупным) клиентам нужно нечто иное, более гибкое, чем то, что у них уже есть. Переход на сервисную архитектуру предполагает (в общих чертах), что нужно «все переписать», выделить отдельные базовые сервисы и из них, как из набора первичных элементов (аналогия — ДНК: аминокислот всего четыре, а какое разнообразие решений!), собирать по мере надобности все, что нужно, при необходимости схему оперативно перенастраивать, а элементарные сервисы использовать многократно. В результате от жестких схем (как сегодняшние ERP) можно перейти к мягким, гибким, изменчивым, как сама бизнес-среда. При этом ключевой вопрос — создание реестров сервисов. Близко к этому стоят «старинные» библиотеки подпрограмм. Кто предложит лучшие реестры и лучшие средства управления ими, тот и будет «на коне» в новом уровне игры.

Вполне естественно, что гранды отрасли и вендоры ERP предлагают в первую очередь средства, пригодные для собственных клиентов. Со всеми остальными средами, кроме «родной», эти продукты сопрягаются совсем не так просто и элегантно, как хотелось бы. Но маркетинговая мощь лидеров очень велика. Что же делать в этой схватке маленькой (по сравнению с IBM, конечно) Software AG? Видимо, воевать не числом, так уменьем.

С соседями ссориться не надо: с 2005 г. Software AG поставляет адаптеры для интеграции приложений на мейнфреймах и ПО SAP R3 и Netweaver. Надо собирать экспертизу, которой самим не хватает. До недавнего времени при всем уважении никто не рассматривал Software AG как эксперта по бизнес-процессам. Партнерство с IDS Scheer помогло изменить ситуацию.

Нужны серьезные продукты, и они уже есть в наличии. «Платформа Software AG, crossvision, создана на основе хорошо интегрированных и разработанных в самой компании продуктов, таких как EntireX и Tamino, а также реестра/репозитория CentraSite, созданного совместно с компанией Fujitsu», — пишут аналитики Forrester (Forrester Wave Vendor Summary, Q4 2006). Согласно этому отчету, Software AG уже среди лидеров SOA/ESB и BPM. Тут важен фактор времени: «Software AG относится к тем немногим компаниям, которые предоставляют обширные возможности использования реестра/репозитория. Software AG реализовала эти возможности почти год назад, в то время как большинство других решений значительно новее и не столь апробированы», — считают в Forrester.

Партнерство — важнейший элемент подхода Software AG. Раньше в этом необходимости не было. Теперь же курс на SOA и потребность быстро создавать решения для гетерогенных сред, платформенно-независимый репозиторий сервисов подсказывают мысль об объединении. Возникло сообщество CentraSiteTM Community из двух десятков компаний, включая Novell и Fujitsu, работа которого базируется на открытых стандартах, а само оно, в свою очередь, открыто для новых участников. Маркетинговый посыл SAP, например, достаточно очевиден: у нас есть все необходимые сервисы и с их помощью (если у вас уже действуют наши продукты) вы можете легко и быстро перейти к SOA. Но аналитики Forrester напоминают: «Предприятия, использующие множество гетерогенных платформ, могут не считать достаточно эффективными предлагаемые каждым из производителей этих платформ средства интеграции решений BPM с другими системами». Поэтому независимый вендор имеет очень неплохие шансы, особенно если он не один, а поддержан заметным числом внешних разработчиков.

Порознь небольшим компаниям сложно противостоять самым крупным игрокам, но все вместе они могут разработать столько сервисов, столько композитных приложений, сколько не напишут и SAP с IBM. Для клиента же это будет привлекательней: и за счет разнообразия, и за счет того, что снизится зависимость от какого-то одного поставщика решений. Разумеется, это не общее правило, но вполне работоспособный подход, и подобные примеры в области разработки ИТ-оборудования известны.

Важно только развить идею, представить действительно удобный и широкий репозиторий сервисов. На прошедшей в марте в Ганновере выставке CeBIT Software AG приложила к тому немало усилий. Впервые был организован SOA World (мир SOA), подобно давно обосновавшимся на выставке мирам ERP и CRM. Эта тематическая экспозиция и связанная с ней конференция стали заметными событиями.

Софтверная Ганза

Интересно, что в своих идеях партнерства Software AG идет еще дальше. На CeBIT 2007 К.-Х. Штрайбих выступил с инициативой создать европейский альянс разработчиков ПО. При существующем положении дел европейские компании неминуемо будут терять конкурентоспособность, так как не могут вкладывать в исследования и разработки столько же, сколько ведущие американские вендоры (см. рис.). Чтобы позиции не терять, а, напротив, укрепить, получить преимущество, необходимо объединить ресурсы, считает Штрайбих. При этом каждый участник возможного альянса сохранит независимость, но, договорившись о регламенте взаимодействия, все вместе смогут добиться больших успехов.

Исторические примеры известны и немцам особенно близки: начиная со средневекового союза ганзейских городов, продолжая Люфтганзой (возникшей как союз множества небольших и не очень влиятельных авиаперевозчиков) и Airbus, можно проследить, как много может дать разумное объединение усилий. Штрайбих не фантазер и прекрасно отдает себе отчет, насколько непростым будет путь к такому союзу. Потребуются годы усилий, прежде чем станут возможны серьезные договоренности, переход к реальному взаимодействию, считает он, но тем не менее первые шаги делать нужно, идею необходимо обсуждать и искать пути взаимодействия. Президент Software AG предлагает, таким образом, SOA как идейную основу объединения, как концепцию, в рамках которой и пойдет дальнейшая работа, и альянс независимых компаний как форму взаимодействия. Можно сколько угодно скептически пожимать плечами, но и идея Соединенных Штатов Европы обсуждалась не одно десятилетие.

Надо отметить, что CeBIT 2007 был использован Software AG «по полной программе». Предыдущие три года компания в выставке не участвовала, последствия онлайн-бума не давали такой возможности. И вот ставится задача «красиво вернуться». Новые продукты, стенд, яркий, большой, со сменяющимися концепт-карами, в одном из самых «ходовых» павильонов. Здесь же SOA World — масштабное событие, Software AG — один из спонсоров, многие спикеры — от этой компании. Но этого мало. Глава правительства Ангела Меркель посещает CeBIT, всего 10 стендов, в том числе — Software AG. На выставке проводится российско-германский форум, событие в значительной мере политическое. Software AG — в первых рядах организаторов, подписывает договор о SOA-проекте в России, Штрайбих выступает на форуме. CeBIT Keynotes — традиционная для ганноверского шоу серия концептуальных докладов. Здесь Software AG выступает с идеей европейского альянса. Не говоря уже о пресс-конференциях, докладах менеджеров и тому подобном. И везде крупно, ярко тезис: «Software AG и SOA — близнецы-братья». Это — реальный ребрендинг, а то, что логотип немножко перерисовали, — уже мелочи.

Что в России?

Представительство компании в Москве действует с 1994 г., но не всегда одинаково активно. В последние год-два деятельность активизировалась. Президент компании обещал приезжать в Москву каждый год, а то и чаще. Рассматриваются варианты поиска здесь подрядчиков на разработку ПО. Мировое турне SOA Roadshow, проводившееся вендором весной текущего года, завернуло и в Москву. Появляются проекты, в том числе основанные на идеях SOA. Самый примечательный выполняют казанские партнеры вендора — компании KIR и НИЦ ЭВТ для Министерства здравоохранения Татарстана.

До сей поры партнеров у вендора было в России мало: уж очень специфичное ПО. Но в связи со сменой концепции и курсом на SOA акценты смещаются, планируется расширение партнерской сети. Через нее будут продаваться продукты семейства crossvision. Список потенциальных партнеров включает консалтинговые и аудиторские российские и международные компании и системных интеграторов. В мае-июне планируется завершить отбор компаний-партнеров, в июле-августе пройдут тренинги и квалификационные тесты. Основные области, в которых планируется развивать партнерскую экспертизу, включают автоматизацию управленческой деятельности и управление бизнес-процессами, автоматизацию электронных регламентов, управление и средства ведения НСИ, разработку композитных приложений, технологии интеграции. Все это — горячие темы российского интеграторского рынка. Среди действующих и потенциальных партнеров в Software AG называют ЛАНИТ, «Рексофт», «Борлас», «Аскейт» (группа компаний «КомпьюЛинк»), «Развитие бизнес систем» (РБС), «Интеко АГ», «Прогноз».

Сможет ли Software AG заинтересовать российских клиентов идеями SOA — будет видно со временем, но ее собственная стратегия кажется неординарной. Может быть, и правда: «если в партию сгрудились малые, — сдайся, враг, замри и ляг»?