В сентябре Sun Microsystems обнародовала итоги прошедшего 2007 финансового года, который закончился 30 июня. По словам Криса Морриса, три года исполнявшего обязанности финансового директора российского представительства и лишь три месяца назад сменившего Жан-Поля Бергманса на посту управляющего директора компании в России и СНГ, «прошедший год был самым потрясающим в истории Sun».
Действительно, в 2007 финансовом году валовый доход Sun составил 13,9 млрд. долл., увеличившись на 6,2%. Этому способствовал рост продаж. Так, за год продажи серверов Sun Fire на базе процессоров Niagara увеличились почти в три раза, а серверов Sun Fire х64 на основе процессоров AMD Opteron — на 39%. Однако больше (на 4,8%) было продано не только продуктов, но, что более важно для компании, заметно (на 8,6%) увеличились продажи сервисов. В частности, значительный интерес корпоративные заказчики проявили к программной системе Identity Manager, сбыт которой увеличился на 36%.
В прошедшем году компания вновь стала прибыльной — ее чистая прибыль составила 473 млн. долл. в то время как 2006 финансовый год она закончила с убытками в размере 864 млн. долл. Это позволило Sun получить в виде положительного остатка 5,9 млрд. долл., которые, как сказал Крис Моррис, планируется направить на приобретение других компаний и совместные с партнерами программы.
«В 2007 финансовом году мы затратили 2 млрд. долл. на НИОКР. Такое могут позволить себе немногие компании на мировом рынке ИТ. Часть этих инвестиций напрямую пошла на развитие наших разработок в России», — сообщил Моррис. Он напомнил, что еще в 2004 г. компания создала собственный центр исследований и разработок в Санкт-Петербурге, за прошедшие годы численность его сотрудников увеличилась со 100 до 400 человек.
Но если на мировом рынке Sun сумела достичь безусловных успехов, то этого нельзя сказать о ее деятельности в России и СНГ. Впрочем, по данным Gartner и IDC, Sun Microsystems уверенно лидирует на российском рынке Unix-систем — ее доля по количеству проданных серверов составляет около 60%, а по объему продаж — около 40%. Более того, в прошедшем году производитель смог продать российскому оператору сотовой связи МТС мобильный центр обработки данных (ЦОД) BlackBox, первый, введенный в строй в мире.
Тем не менее Крис Моррис признал, что в России развитие бизнеса компании затормозилось — если в 2006 финансовом году ее оборот вырос на 43%, то в прошлом году — всего 16%. «Это беспокоит руководство компании, и мы принимаем меры по стимулированию рынка. Надеемся, что в будущем финансовом году нам удастся добиться здесь роста бизнеса на 30%».
Одним из шагов, направленных на активизацию деятельности в России и СНГ, стала прошедшая реорганизация офисов Sun в этом регионе для централизации их управления. Начиная с 1 июля для Sun весь регион СНГ представлен Россией и еще 11 странами бывшего СССР. Руководить деятельностью компании в этом регионе будет российский офис, которому подчиняются еще три: в Новосибирске, Киеве и Алма-Ате. За развитие бизнеса в России отвечает Александр Василенко, основной задачей которого станет увеличение продаж продуктов Sun в регионах. Региональным директором в СНГ назначен Валерий Шляхов, ранее занимавший пост главы представительства на Украине и в Молдове.
Кроме того, в результате прошедшей реорганизации изменилась структура отдела продаж российского офиса, ранее ориентированная на продвижение отдельных групп продуктов. Теперь появились три отдела, которые занимаются продажами решений и сервисов на отдельных вертикальных рынках — телекоммуникационных компаний, госучреждений, отраслей нефтегаза и энергетики, финансовых учреждений, промышленности и розничной торговли.
«Внедряя новую организационную структуру в регионе СНГ, мы хотим достичь здесь большей управляемости нашего бизнеса и рассчитываем благодаря этому сохранить динамику его развития, достигнутую за последние три года, в течение которых наши обороты увеличились вдвое», — заявил Крис Моррис. Основания для оптимизма у Sun имеются — уже рассматривается возможность поставки второго мобильного центра обработки данных BlackBox еще одному российскому заказчику, продолжаются работы по консолидации ресурсов ИТ в компании «Лукойл».
Производитель также уверен в том, что успешная реализация проекта с использованием «тонких клиентов» Sun Ray и серверов в региональной системе образования Псковской области получит свое дальнейшее распространение в других регионах страны.