Зрелой компании крупного размера непросто поддерживать высокие темпы роста и добиваться стабильно высоких результатов. Задача усложняется, когда с выходом на международный уровень необходимо найти подход к клиентам из других культур, построить эффективные локальные процессы и команды. Факторов, которые могут способствовать успеху таких компаний, множество. Тем не менее человеческий фактор является одним из основных. Как повысить эффективность команды сотрудников, их мотивации к работе? Что надо сделать, чтобы они могли представлять компанию на самом высоком уровне, демонстрируя ее потенциал и новаторство?
В НР считается, что разнообразные команды и равные возможности для всех сотрудников и есть ключевые факторы творчества, новаторства, изобретательности, а естественно, и успеха бизнеса в целом. Причем разнообразие персонала и равные возможности, для обеспечения и продвижения которых в компании создана специальная программа HP Diversity & Inclusion, — это не просто пропагандируемый правильный подход или способ развития кадрового потенциала. Это вопрос конкурентоспособности и соответственно одна из ключевых составляющих бизнеса.
Штат сотрудников HP составляет 156 тыс. человек по всему миру, представительства компании расположены в более чем в 170 странах мира, а уровень оборотов ставит компанию в ряды лидеров мирового ИТ-рынка. Чтобы при таком размере НР могла оставаться успешной транснациональной компанией и показывать стабильный рост, необходимо реагировать на потребности многочисленных рынков, на которых она работает. Сильная кадровая политика, в основе которой разнообразие в подборе персонала, позволяет HP привлекать и обучать талантливых людей, а сотрудникам — реализовывать свой потенциал. Высокие финансовые показатели компании доказывают эффективность такой политики, а накопленный опыт в области управления персоналом и создания мотивированных команд может служить примером для подражания.
Останавливаясь на программе HP Diversity & Inclusion, следует отметить, что эта инициатива представлена во всех странах, где работает НР. Разработка и реализация конкретных бизнес-планов в рамках этой программы, по оценке самой НР, дают ощутимые результаты и дополнительные конкурентные преимущества, а также помогают развивать новые таланты, создавать благоприятную атмосферу в командах сотрудников и стимулировать инновационную деятельность.
Суть программы — в особом внимании вопросу разнообразия и равноправия сотрудников с момента приема на работу и на всем пути карьерного развития. Сегодня в девяти европейских представительствах НР работают сотрудники из 84 стран мира. Мужчины и женщины разных национальностей, культур, обычаев и возрастов составляют профессиональную команду HP. Компания старается подчеркивать индивидуальность и ценность каждого человека, а также стремится полнее раскрыть потенциал всех своих сотрудников.
Компания также содействует принятию на работу людей с ограниченными физическими возможностями. Например, в регионе ЕМЕА это осуществляется посредством нескольких инновационных программ наставничества. В качестве примера можно привести ежегодные Дни наставничества для лиц с ограниченными физическими возможностями. В офисы компании приглашаются студенты, чтобы провести день с назначенным наставником и узнать больше о компании HP. Это двусторонние взаимоотношения: во-первых, они дают молодым людям возможность ясно увидеть, что означает работа в HP, а также открывают для них карьерные перспективы. Во-вторых, подобные встречи устраняют опасения работодателей по поводу найма людей с ограниченными физическими возможностями и позволяют непосредственно увидеть, какие преимущества в работе могут принести эти люди. С ноября 2005 г. семь европейских стран, в которых работает HP, провели Дни наставничества, подключив к участию в них более 25 тыс. сотрудников. Закономерным результатом мероприятия был прием на работу в HP в регионе EMEA людей с ограниченными физическими возможностями. В России НР ведет переговоры с университетами о возможности включения в программу стажировки студентов с ограниченными возможностями слуха.
Что касается гендерных аспектов, то стремление компании HP принимать в свои ряды больше женщин является яркой иллюстрацией того, как работает программа Diversity & Inclusion. Женщины занимают 30% руководящих должностей в филиалах компании по всему миру, и по этому показателю HP уже является бесспорным лидером. Компания продолжает совершенствовать свои достижения в этой сфере и способствовать дальнейшему продвижению женщин в бизнесе. HP установила конкретные цели по увеличению количества женщин, нанимаемых на различные посты в компании.
Чтобы добиться этого, HP поощряет внесение талантливых женщин в список финалистов после проведения собеседований с рядом претендентов, а в некоторых филиалах в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке менеджеры по кадрам даже обязаны обосновывать, почему в списке нанятых сотрудников нет женщин, если такое случается. Это заставляет менеджеров выходить за рамки стереотипов при поиске талантов. Следование такому принципу вовсе не означает прием на работу или продвижение женщин по служебной лестнице в ущерб мужчинам. Это объективный выбор лучшего кандидата на каждую должность.
Вице-президент компании и генеральный директор «HP Россия» Оуэн Кемп комментирует сегодняшнюю ситуацию в России таким образом: «Я всегда хотел бы видеть больше разнообразных кандидатов, предлагаемых на ту или иную должность. Безусловно, это двусторонний процесс, он основан не только на усилиях со стороны HR-департамента, но и на определенной смелости и стремлениях кандидатов. Я постоянно сталкиваюсь с предсказуемостью в процессе интервью — если, скажем, я хочу пообщаться с кандидатами на должность менеджера по продажам, то я практически уверен, что на собеседовании будут только мужчины, а если мне нужен специалист по маркетингу, то это будут обязательно женщины, и т. д. Наша программа по работе и переговорам с кандидатами с ограниченными физическими возможностями только начинается, тем не менее такие люди вполне могут работать в ряде подразделений нашей компании, и мы готовы помочь им в этом. Нечасто на собеседованиях мне представлялись и жители регионов, только что приехавшие в Москву или предлагающие выполнять работу из своего родного города, хотя мы также готовы идти им навстречу. Я приверженец разнообразной команды, но, к сожалению, существующие в России рекрутинговые процессы не всегда способствуют достижению такого результата. Для этого мы и начали активно продвигать в России мировую программу HP Diversity & Inclusion — программу разнообразия персонала, которая направлена на привлечение внимания к потенциалу различных групп людей для успешной работы на всех уровнях структуры компании».
В России программа HP Diversity & Inclusion дает свои первые результаты: в ее рамках 26 июля 2007 г. на киностудии «Мосфильм» прошел первый российский форум «Женщины НР: Потенциал. Возможности. Успех», в котором приняли участие свыше 150 человек, в основном сотрудницы НР Россия, а также специально приглашенные гости. Цель этого уникального по масштабам и организации мероприятия — на примерах историй, рассказанных известными женщинами России, показать, как можно добиться успеха, раскрыть собственный потенциал — не только в работе, но и в личной жизни.
Открывая форум и представляя программу HP Diversity & Inclusion, Оуэн Кемп сказал: «Когда я начинал здесь работать, передо мной поставили задачу за три года удвоить бизнес в России. Для этого необходимо было собрать сильную команду управленцев. Обращая свой взгляд в прошлое, должен сказать, что команда, которая позволила достичь этих целей, состояла из мужчин только на 50%».
Принцип разнообразия персонала неотделим от принципа предоставления всем сотрудникам равных возможностей. Недостаточно просто принять на работу людей, отличающихся друг от друга, важно, чтобы они убедились: их всех одинаково ценят и поощряют быть самими собой. Однако создание особой культуры разнообразия и предоставление сотрудникам равных возможностей в рамках компании не происходит само собой. Для этого нужны конкретные стратегии и глубокая преданность делу руководителей.
Именно поэтому HP использует в своей работе бизнес-планы по реализации программы Diversity & Inclusion в офисах в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA), где HP является крупнейшим работодателем в сфере ИТ. Менеджеры высшего звена несут ответственность за свои достижения по реализации данной политики: качество их работы оценивается в том числе и по тому, насколько успешно они выполняют задачи в этой области.
Кроме того, политика компании предусматривает и создание необходимой благоприятной рабочей атмосферы, которая позволяет способностям сотрудников развиваться и является непременным условием удержания талантливых кадров. Например, основной проблемой, связанной с приемом на работу женщин или продвижением их на руководящие посты, является необходимость сочетания их домашних дел и работы. Но в HP есть понимание того, что существует много способов выполнения человеком своей работы, и, если это позволяют местные законы и потребности бизнеса, таким сотрудникам предлагается гибкий график. Это касается и женщин, занимающих руководящие должности, — в HP даже вице-президенты могут работать на полставки или в паре, разделяя обязанности.
Обмен опытом и обучение работе с персоналом играют важнейшую роль для HP и конечно же это не ограничивается никакими национальными рамками. Среди обучающих мероприятий первой половины 2006 г. необходимо назвать «День чемпионов программы разнообразия в EMEA» (EMEA Diversity Champion Day) для сотрудников, которые решили стать послами культуры разнообразия персонала в своих странах, а также «Конференцию по политике разнообразия персонала и предоставления равных возможностей в регионе EMEA», во время которой более 200 перспективных сотрудников HP получили возможность пройти интенсивный курс обучения и поучаствовать в специальных сессиях по обмену опытом. HP также разработала план проведения специальных сессий для ознакомления с этой политикой менеджеров среднего звена. Недавно состоялась пилотная сессия, и уже в течение следующих месяцев начнется реализация проекта.
Преданность делу и достигнутые компанией результаты признаются по обе стороны океана: например, в 2005 г. HP получила восемь наград как «Лучший работодатель» в нескольких странах Европы. HP не только содействует распространению принципа разнообразия и предоставления равных возможностей внутри компании, но и прилагает все усилия для того, чтобы продвигать этот принцип за рамками компании с целью дальнейшего содействия экономическому укреплению сообществ, в которых компания работает. Недавно НР удостоена награды за эти усилия — она была названа журналом American Diversity Inc. Magazine одной из Тop-10 компаний, работающих с самыми разнообразными поставщиками.
Примером деятельности, которая получила заслуженное признание, может служить работа по поддержке разнообразия персонала в сфере ИТ, проводимая HP в Германии. Здесь женщины активно привлекаются с помощью программы обучения ИТ, реализуемой в университете Фуртванген и предназначенной специально для женщин. Сейчас в программе участвуют около 153 женщин из 17 стран. HP предоставляет аппаратное обеспечение и в год выделяет четыре стипендии. Более того, сотрудники HP поддерживают специальную программу наставничества для студентов, благодаря которой те получают поддержку и советы по построении собственной карьеры на протяжении всего обучения. Это помогает привлечь больше талантливых, высококвалифицированных сотрудниц в области, где традиционно доминировали мужчины.
Внедрение принципов разнообразия и предоставления равных возможностей сопровождается некоторыми сложностями, и для проведения этой политики необходима преданность делу. Люди, мыслящие в краткосрочной перспективе, часто скептически относятся к политике Diversity & Inclusion, для них проще работать с теми, кто выглядит и думает точно так же, как они.
Однако компании, которые смотрят далеко в будущее, осознают, что рабочая атмосфера, создаваемая разнообразием во всех его проявлениях, — это катализатор новаторства, большей открытости идеям и соответственно большей конкурентоспособности. Построение команды на основе принципов разнообразия и предоставления равных возможностей дает положительные результаты. Отличающиеся друг от друга сотрудники обеспечивают преимущество HP перед конкурентами и помогают развивать новые сферы деятельности, понимать потребности рынков, на которых работает HP, а благоприятная для ярких индивидуальностей атмосфера позволяет привлекать лучших сотрудников и, самое главное, нанимать на руководящие должности людей, которые больше всего для этого подходят.
Об авторах:
Елена Тергуева — HR-директор HP на территории России и СНГ,
Ирина Ефремова — менеджер по корпоративному маркетингу «НР Россия».