В середине февраля компания "Арсеналъ" объявила о выпуске новой версии одного из самых популярных российских программных продуктов - текстового редактора "Лексикон".
Предыстория появления очередной версии "Лексикон"-97 небезынтересна. На заре перестройки, сотрудник ВЦАН СССР Евгений Веселов написал небольшую программу редактирования текстов E9. В течение некоторого времени функции программы расширялись - из редактора для обработки исходных текстов E9 превратилась в полнофункциональный (для того времени) текстовый процессор. Хотя вплоть до версии 6.67, выпущенной в 1988 г., говорить о "Лексиконе" как о полноценном программном продукте было нельзя, программа пользовалась огромной популярностью среди российских пользователей, поскольку долгое время оставалась едва ли не единственным текстовым процессором,аимевшим почти все необходимые для работы с русским языкомафункции.
Коммерческое распространение "Лексикона" началось значительно позже, когда появилась 92 редакция, а "товарный вид" он приобрел еще позже - в 1991 г., после того как его создатели перешли на работуав компанию "Микроинформ" и передали ей авторские права на два изделия - "Лексикон" и интегрированную систему "Мастер". За время продаж "Лексикона" через каналы "Микроинформ", были выпущены три DOS-версии пакета - 1.1, 1.2 и 1.3.
Осень 1993 г. ознаменовалась важным (для "Микроинформ") событием - были обнародованы планы по разработке Windows-версии "Лексикона". Хотя автор DOS-версии высказывал сомнения в целесообразности этой акции, в апреле 1995 г. продукт появился на рынке. Затем... Евгений Веселов переходит в компанию IBS, а "Микроинформ" сообщает о прекращении всех работ, связанных с развитием "Лексикона".
Тем не менее желающих оставить о себе память в истории российского компьютерного рынка меньше не стало. Официальная версия гласит, что продуктом заинтересовалась компания АйТи, которая к тому времени уже успела наладить производство ПО силами дочерней фирмы "Арсеналъ". Однако осведомленные источники указывают, что сначала вопрос о приобретении популярной программы (впрочем, покупателей больше интересовала марка "Лексикон") рассматривала компания BIT Software. Переговоры BIT и "Микроинформ" не увенчались успехом, но именно с подачи BIT вступила в игру фирма АйТи, и весной 1996 г. стало известно о планах по развитию "Лексикона".
"Принимая решение о приобретении "Лексикона", мы руководствовались прежде всего соображениями рентабельности", - сказал Тагир Яппаров. - Известно, что при всей своей универсальности стандартные пакеты типа Microsoft Word не учитывают особенностей каждой конкретной страны. Например, в Германии до сих пор около 30% рынка офисных программ удерживает Star Office - продукт одной из местных компаний".
В соответствии с заявленной политикой новое воплощение этого пакета именуется "национальным текстовым редактором" (зарегистрированная торговая марка) и позиционируется как полнофункциональное средство для работы с русским языком. "В новом "Лексиконе" имеется восемь уникальных особенностей, - утверждает Даниил Рыбак, компания "Арсеналъ", - среди них такие функции, как автоматическая коррекция текста, введенного на "неправильном" языке (русское слово, набранное латинскими буквами), возможность визуального форматирования текста, библиотека шаблонов документов, распространенных в российском делопроизводстве, проверка орфографии и проч. Кроме того, в "Лексиконе" можно открывать и сохранять файлы в формате текстового процессора WinWord".
По словам представителей компании "Арсеналъ", они ориентировались на потребителей трех категорий: индивидуальных пользователей, учебные заведения и российские предприятия и организации. Стратегия продаж "Лексикона" в секторе SOHO и учебных заведений проста - это дешевая программа, а кроме того, владельцы предыдущих версий и вузы - альма-матер будущих пользователей "Лексикона" - получат значительные скидки. Однако наиболее перспективный сектор - корпоративные пользователи. "Во многих организациях за годы эксплуатации "Лексикона" для DOS образовались огромные архивы документов в формате этого текстового процессора, - сообщил Дмитрий Комиссаров, исполнительный директор компании "Арсеналъ", - для них новая версия "Лексикона" станет очевидным решением проблемы при переходе на Windows".
"Арсеналъ" предполагает выпустить три версии "Лексикона" - отдельно для использования в офисе, для пользователей "домашних" ПК и профессиональную модификацию. Сроки выхода и отличия (за исключением версии "проф") модификаций "Лексикона" пока не определены. "Кроме того, совместно с компанией АйТи мы работаем над спецверсией текстового процессора "Лексикон" для государственных учреждений, - объявил Юрий Соколов, начальник отдела программно-аппаратных средств защиты информации ФАПСИ. - Мы с самого начала оказывали поддержку проекту "Лексикон"-97, наши специалисты принимали участие в его создании и мы знаем, что эта программа полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к программным продуктам такого рода".
Перспективы сбыта "Лексикона" пока представляются довольно туманными, как, впрочем, и его привлекательность для реселлеров. Тем более, что, по признанию Бориса Фридмана, президента компании "Микроинформ", - "хотя с 1993 г. мы продавали примерно 20 тыс. экземпляров "Лексикона" в год, реальных доходов это не приносило".
В результате - "мы не опасаемся конкуренции с компанией "Арсеналъ". Я не вижу рыночной ниши для этого продукта", - заявил Илья Биллиг, менеджер по маркетингу компании Microsoft А. О. - Да, есть примеры, когда местные продукты удерживают до 30% рынка, но в данном случае необходимо учитывать, что продукт находится в совершенно ином положении. В Германии Star Office появился намного раньше, чем Microsoft Word, но тем не менее 70% пользователей предпочитают наш пакет. Пока "Лексикон" переходил из рук в руки, программные продукты Microsoft стали в России общепризнанным стандартом. Если бы "Лексикон" для Windows появился раньше, когда не существовало русских версий Windows, Office и проч., то он наверняка стал бы бестселлером. Но этого не произошло".
"По нашим наблюдениям, рынок программ для 16-разрядных версий Windows сегодня резко сузился - пользователи в России предпочитают работать с 32-разрядными ОС. В то же время рынок ПО для MS-DOS стабилизировался (сейчас он составляет примерно 13% общего количества проданных "коробок") и в этом секторе "Лексикон" лишь незначительно уступает собственно MS-DOS 6.22 как программному продукту. По популярности "Лексикон" далеко опережает какие бы то ни было пакеты для этой ОС, - считает Борис Нуралиев, генеральный директор компании 1С. - Однако я не очень верю, что сегодня можно серьезно потеснить WinWord и Microsoft Office вообще. Сколько должен стоить пакет? Думаю, не более 40 долл. Если он будет дороже, то этой программе придется конкурировать с продуктами Microsoft в том секторе, где их позиции наиболее сильны. Тем не менее мы готовы взяться за дистрибуцию этого продукта, хотя пока переговоры идут довольно вяло".
По мнению Сергея Фенёва (компания CPS, Москва), - "ажиотажного спроса на "Лексикон" не наблюдается, хотя пока рано делать какие-то выводы, однако хочу заметить, что в прошлом некоторые программные продукты "Арсеналъ" рынок принимал очень хорошо. Пока мы имеем дело с так называемым отложенным спросом, когда покупательская аудитория еще не определилась и пакет приобретают, в общем, случайные клиенты. Кстати, одним из первых покупателей "Лексикона" стала компания Microsoft. За ближайшие полгода мы рассчитываем продать 200 - 300 коробок. Здесь, однако, возникает одна проблема - с нашей точки зрения, цена, установленная компанией "Арсеналъ", несколько не соответствует ожиданиям потребительского рынка. С нашей точки зрения, SOHO-продукт должен стоить не более 30 долл., иначе его начнут просто копировать. Нельзя забывать о другой стороне медали - продавая дешевый продукт, реселлеры получают не слишком высокую маржу. Впрочем, для нас не принципиально, сколько CPS заработает на отдельно взятом продукте, будь то "Лексикон" или какая-то другая программа - мы продаем ПО нескольких десятков производителей, "Арсеналъ" просто один из них. Поэтому количество для нас не принципиально".
Точно так же отреагировали и некоторые другие дистрибьюторы ПО. "Компании TopS и "Арсеналъ" - давние партнеры и после объявления о завершении текстового процессора "Лексикон" мы начали продажу этого пакета. Как дистрибьютор, TopS ориентируется прежде всего на работу с дилерами, - сказал Анатолий Карпов, менеджер дистрибьюторского отдела компании TopS. - Мы рассматриваем несколько потенциальных каналов сбыта "Лексикона" - компьютерные магазины и салоны, компании, которые специализируются в области системной интеграции и создания так называемых "небольших сетей" [до 30 пользователей] и изготовителей ПК. Думаю, что на рынке SOHO в течение ближайшего полугодия успехи "Лексикона" будут достаточно скромными, хотя все может случиться. Объемы продаж предсказать сейчас нельзя, но в любом случае, думаю, что "Лексикон" не станет убыточным товаром. Мы рассчитываем на некоторый спрос со стороны фирм-изготовителей компьютеров, хотя поведение этой категории покупателей в данном случае предсказать сложнее всего - в этой области "Лексикону" приходится конкурировать с таким популярным среди OEM-партнеров TopS пакетом, как Microsoft Works". Тем не менее среди фирм-производителей персональных компьютеров пока имеется только один партнер - компания "Вист". "Принципиальное соглашение о включении в комплект поставки ПК "Вист" пакета "Лексикон" было достигнуто достаточно давно. Однако мы все еще работаем над этим вопросом, - заметил Александр Казанский, руководитель отдела программного обеспечения компании "Вист". Кроме того, "нельзя забывать о том, что Microsoft активно работает с изготовителями ПК, - напомнил Илья Биллиг. - Пакет Works, с которым мог бы конкурировать "Лексикон"-97, намного превосходит его по возможностям: это не только текстовый процессор, но и электронная таблица, база данных и многое другое".
Однако все надежды на успех "Лексикона" связаны именно с корпоративными пользователями. "Мы очень рассчитываем на так называемые "лицензионные" продажи - это очень большой и привлекательный для нас рынок, - говорит Анатолий Карпов. "Мы давно работаем с Центральным банком России, - сообщил Леонид Линцер, заместитель генерального директора компании "Ланит". - В частности, компания "Ланит" принимала участие в программе лицензирования программного обеспечения, используемого в региональных отделениях ЦБ. Еще год назад в рамках этой программы мы приобрели у компании АйТи несколько тысяч экземпляров пакета "Лексикон" для MS-DOS. Что касается перспектив продаж "Лексикона", то необходимо отметить, что сегодня Центробанк проводит тестирование Windows-версии этой популярной программы. ЦБ РФ стал одним из первых российских банков, взявших курс на использование исключительно легального программного обеспечения. Причем не только в центральном аппарате, но и в региональных отделениях. Например, недавно более 60 территориальных банков получили лицензии на продукты Microsoft. Вместе с тем нельзя забывать, что фирма-разработчик упустила немало времени и компания Microsoft упрочила свои позиции. Центральный банк закупил значительное количество копий Microsoft Office и других программных продуктов этой компании. Однако, должен заметить, что "Ланит" надеется стать основным поставщиком "Лексикон" для ЦБ, если будет принято решение оснастить отделения ЦБ этим редактором".
Корпоративные пользователи и госструктуры - это основной рынок сбыта для "Лексикона"-97. И дело не только в достоинствах программы как таковой, просто на отечественных чиновников почти безотказно действует магия слов "Сделано в России".
P. S. В Государственной Думе с 2 по 4 апреля прошла выставка "Домашний компьютер депутата", и "Лексикон-97" был представлен на ней в качестве одного из основных компонентов "рабочего места депутата".#