Рано или поздно любая динамично развивающаяся компания сталкивается с "болезнью роста", когда бурное развитие начинает угрожать благополучию фирмы. Не стала исключением и корпорация "Парус". На пресс-конференции 3 апреля исполнительный директор Александр Карпачев рассказал о возникших трудностях и о путях их преодоления.
По словам г-на Карпачева, необходимость в изменениях назрела в середине 1995 г. В результате быстрого роста численности персонала (с 250 человек в 1994, до 500 в 1995) ухудшилась управляемость. Рост числа клиентов (с 3395 в 1994-м до 6025 в 1995-м) привел к снижению качества обслуживания. В 1995 г. компания вышла на рынок систем автоматизации предприятий, у нее появились крупные корпоративные заказчики, но "Парус" оказался не готов удовлетворить потребности клиентов. В том же году, когда число региональных отделений "Паруса" выросло до 18 (с 10 в 1994, сейчас их 27), руководству компании стало трудно эффективно управлять ими, что привело к потере двух региональных отделений. Ситуацию усложнили несколько малоэффективных проектов по разработке программного обеспечения: компания не проводила маркетинговых исследований перед принятием решений об их начале. Все это привело к тому, что в 1995 г. у "Паруса" расходы, не обеспеченные доходами, выросли.
Руководство "Паруса" приняло решение провести реорганизацию, придерживаясь двух принципов. Первый - "управление от маркетинга" - предполагает централизованный контроль. Сейчас производственные подразделения и региональные отделения компании подчиняются московскому офису "Паруса". Вопросы взаимодействия с дилерами "Паруса", число которых достигает 80 в России и странах СНГ (подробнее о дилерской политике "Паруса" см. CRN/RE № 4 (15), 1997) решаются только в Москве.
В этом году компания намерена довести оборот до 13,5 млн. долл. и увеличить число клиентов до 10,5 тыс.
Второй принцип - "управление от качества". В соответствии с ним контроль качества должен осуществляться на всех этапах деятельности. В ближайших планах компании - получение сертификата ISO 9000.
После реорганизации изменился технологический процесс в корпорации. Теперь аналитический центр сначала собирает информацию о потребностях рынка и после принятия решения руководством формирует техническое задание и передает его в центр разработки. Центр занимается непосредственно программированием. Готовый программный продукт "передается" в "мастер"-группы (своеобразные тест-лаборатории) и в учебный центр, который готовит документацию и учебные курсы к новой программе. После окончательного тестирования продукт выходит на рынок. Александр Карпачев сказал, что, хотя контроль качества проводится на каждой стадии, проблемы иногда возникают. Именно с этим связана, например, задержка новой версии Парус-97.
Изменилась и технология обслуживания клиентов. Теперь в "Парусе" введены три типа обслуживания - поточное, проектное и специальное.
Поточное применяется при обслуживании настольных систем или систем автоматизации на уровне отдела. В таких случаях заказчику поставляется ПО с типовыми настройками, а также предоставляются консультации по установке программы. Кроме того, "Парус" проводит обучение персонала заказчика и обеспечивает консультации по "горячей линии".
Проектное обслуживание проводится для проектов автоматизации в масштабе предприятия (когда требуется специальная настройка системы). В этом случае специалисты "Паруса" осуществляют предпроектное исследование, готовят проект, устанавливают систему и обеспечивают ее индивидуальное сопровождение.
Специальное обслуживание рассчитано на крупные проекты для ведомств и корпораций с разветвленной региональной структурой и отличается от проектного тем, что при необходимости специалисты "Паруса" дорабатывают программу.
В результате реорганизации технического центра расширен спектр продукции и услуг компании. 17 марта "Парус" получил статус системного интегратора Novell - Novell System House. Открытие технических центров во всех крупных регионах позволило улучшить обслуживание пользователей.
В этом году компания намерена довести оборот до 13,5 млн. долл. (в прошлом году оборот составил 10,5 млн. долл.). "Парус" также планирует увеличить число клиентов до 10,5 тыс. Для достижения этих целей компания продолжает расширять сеть дилеров и региональных представительств в каждом субъекте Российской Федерации.