В последние годы проблема кадров для ИТ-отрасли неоднократно обсуждалась бизнес-сообществом, представителями государственных и образовательных структур, в частности на заседании совета Российского союза ректоров (Нижний Новгород, 2007 г.), на ежегодных конференциях IT-Summit (С.-Петербург, 2007 и 2008 гг.), в ходе конференции «Преподавание ИТ в России» (Тверь, 2007 г.), на XI Петербургском международном экономическом форуме (2007 г.) и др.
Чтобы выяснить каково же реальное положение дел с ИТ-кадрами, в 2007 г. по инициативе ассоциации АП КИТ при участии Центра социологических и психологических технологий в образовании Московского государственного института электроники и математики было проведено исследование «ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 г. в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства».
Как утверждают организаторы исследования, ранее подобных отраслевых замеров рынка труда в нашей стране не проводилось, а официальная государственная статистика отсутствует (в отличие от стран ЕС или США), поэтому им пришлось использовать собственные методики оценок. Базой исследования стали данные опросов, в частности 34 директоров по ИТ (клуб 4CIO; численность занятых на предприятиях 93 755 человек) и опроса 311 предприятий с общей численностью занятых 187 338 человек (проведен через партнерскую сеть компании «1С»). Были использованы также данные ряда других организаций — Федеральной службы государственной статистики РФ, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, ассоциации «Руссофт», компаний «Башкиров и Партнеры», КОМКОН и др.
Позапрошлогодний снег
Прежде всего стоит присмотреться к ситуации, сложившейся в 2006 г., поскольку относящиеся к этому году данные уже достаточно хорошо обработаны.
По данным АП КИТ, в 2006 г. общее число занятых в сфере ИТ составляло 865 тыс. человек. (Общая численность экономически активного населения РФ в 2006 г. составляла 74,4 млн. человек.) При этом в собственно ИТ-отрасли занято 30% ИТ-специалистов (260 тыс.), а в различных отраслях народного хозяйства, где используются ИТ, — 70% (605 тыс. человек).
Что касается последнего отряда специалистов, то представляет интерес их распределение между малым, средним и крупным бизнесом*. Несмотря на то что малые фирмы составляют 90% общего числа зарегистрированных предприятий, более половины (55,8%) занятого населения сосредоточено в крупных и средних организациях. Распределение же ИТ-специалистов таково: 80 тыс. (13%) — на крупных предприятиях, 254 тыс. (42%) — на средних, 242 тыс. (40%) — на малых. Примерно 5% ИТ-специалистов (29 тыс.) — это фрилансеры.
Среди предприятий среднего масштаба собственные ИТ-отделы имеют 61%, 13% таких предприятий обсуживаются фрилансерами, остальные не имеют ИТ-специалистов и обслуживаются специализированными ИТ-компаниями.
Крупные предприятия используют как собственных ИТ-специалистов (они есть во всех крупных компаниях, опрошенных в рамках исследования), так и сторонние ИТ-компании.
По данным исследования, распределение специалистов по основным сегментам ИТ-отрасли в 2006 г. было следующим: аппаратное обеспечение — 66 тыс. (25%), сегмент ПО — 47 тыс. (18%), ИТ-услуги — 103 тыс. (40%), экспорт ИТ-услуг — 45 тыс. (17%). В связи с этим напомним, что в 2006 г. объемы этих сегментов российского ИТ-рынка составляли соответственно 9,1; 1,5; 3,1 и 1,5 млрд. долл.
Близкий 2012-й
В исследовании обсуждаются два возможных сценария развития ИТ в России до 2012 г.
Первый сценарий — сохранение главенства добывающих отраслей, развитие рынка по законам сырьевой экономики; второй — переход к экономике знаний, повышение конкурентоспособности предприятий и экономики в целом и вызванное этим развитие аутсорсинга и всего сектора ИТ-услуг. Пока экономика России развивается в основном по первому сценарию, однако, кто знает...
Оба сценария предполагают, что относительная доля экспорта ИТ-услуг сохранится на сегодняшнем уровне, т. е. ИТ-рынок не пойдет по «индийскому» пути развития.
По расчетам исследователей, общая численность ИТ-персонала в экономике России в 2011 г. составит от 1,64 млн. человек (если реализуется сценарий 1) до 1,73 млн. человек (сценарий 2). Общая потребность в ИТ-специалистах в 2012 г. оценивается в 234 тыс. человек (по сценарию 1) и 551 тыс. человек (по сценарию 2).
Предприятиям народного хозяйства потребуется 165 тыс. (сценарий 1) или 650 тыс. (сценарий 2) новых ИТ-сотрудников. Кадры собственно ИТ-индустрии должны пополнить соответственно 69 и 486 тыс. человек. По основным сегментам они распределятся следующим образом: ИТ-услуги соответственно 41 и 411 тыс., ПО — 12 и 61 тыс., аппаратное обеспечение — 16 и 13 тыс.
В настоящее время обрабатываются данные за 2007 г. Предварительные результаты показывают, что ситуация пока не улучшается: вместо необходимых 1,5 млн. ИТ-сотрудников в экономике страны занято чуть меньше 1 млн.
А как у них?
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2004 г. изучив структуру ИТ-сектора экономики на материале статистических данных стран ЕС, США, Канады и Австралии, предложили два варианта определения состава рынка труда в сфере ИТ — «узкое» и «широкое». Согласно первому, он охватывает только ИТ-специалистов нескольких квалификационных уровней. Согласно второму — также специалистов в других секторах экономики, обладающих профессиональными ИТ-компетенциями. В целом для стран — участниц ОЭСР сделан следующий вывод: доля работников индустрии ИТ на рынке труда по «узкому» определению составляет в среднем менее 5% общей численности занятых; согласно «широкому» определению она может достигать 25%.
Доля ИТ-профессионалов («узкое» определение) на рынке труда как в ЕС в целом, так и в трех странах-лидерах ОЭСР стабильно растет. В странах, лидирующих по основным макроэкономическим показателям, численность ИТ-работников по «широкому» определению имеет слабую тенденцию к сокращению, что, по мнению экспертов, обусловлено ростом производительности труда работников, не являющихся ИТ-специалистами, а также использованием ИТ-аутсорсинга.
Российские исследователи, кстати, замечают, что прогнозы роста производительности труда в индустрии ИТ как в США, так и в странах ЕС не оправдались. Это дополнительно подтверждает неизбежность значительного роста потребности в ИТ-специалистах.
Обладая значительным кадровым потенциалом, страны-лидеры тем не менее вынуждены использовать ресурс миграции и импорта ИТ-услуг.
По данным BLS (Бюро трудовой статистики), в США занятость в секторе ИТ выросла в период с 1990-го по 2000 г. более чем на 3 млн. человек. Уже в 2000 г. численность занятых в этом секторе превысила 2,26 млн. Причем не менее 200 тыс. человек были заняты индивидуальным частным предпринимательством в сфере «массового консалтинга» (в России неким аналогом является, пожалуй, сеть «1С-внедренцев»), причем спрос на специалистов с такой квалификацией опережает предложение.
Анализ данных по численности профессиональных групп в ИТ-сфере экономики США в 2006 г. (согласно методологии ОЭСР) показывает: всего в индустрии ИТ было занято 5,74 млн. человек; общая численность «чистых» ИТ-профессионалов на рынке труда США составляла более 3,7 млн. человек; доля «чистых» ИТ-профессионалов в общей численности трудоспособного населения — 2,44%; доля всех работников, занятых в сфере ИТ, — 3,74%.
В США потребности в кадрах среднего звена, как в производственных, так и в сервисных секторах индустрии ИТ, удовлетворяют колледжи (двухлетние и четырехлетние).
Стоит отметить также интересную особенность HR-стратегии в ИТ-отрасли, причем не только США, но и других стран-лидеров: в то время как среди персонала среднего звена преобладают коренные жители страны, «исследовательские и конструкторские вакансии более выгодно заполнять талантливыми иностранцами».
Сравнение с мировым опытом показывает, что в России в сфере ИТ занята существенно меньшая доля трудоспособного населения, чем в развитых странах, — 1,18% против 3,74% в США и 3,4% в Великобритании и Германии. К тому же в этих странах велика доля «пользователей с профессиональными ИТ-компетенциями», что доводит суммарную численность специалистов, профессионально работающих с ИТ, до 20% трудоспособного населения.
Такой разрыв не может не сказаться на развитии российской экономики.
* Малыми в рамках исследования считаются предприятия с числом сотрудников не более 100, средними — с числом сотрудников от 101 до 1 тыс., крупными — свыше 1 тыс. человек.