Более года назад было объявлено о завершении сделки по приобретению корпорации АРС концерном Schneider Electric и о ее слиянии с компанией MGE UPS Systems, принадлежащей этому концерну. Объединенная APC-MGE вошла в состав бизнес-подразделения Critical Power and Cooling Services. Недавно руководство концерна приняло решение о ее переименовании — компания, объединившая АРС и трехфазное подразделение MGE UPS Systems, получила официальное название APC by Schneider Electric. Торговая марка MGE сохранится лишь в названии продуктов, доставшихся «в наследство» от одноименной компании.
Это не единственная новость от лидера российского рынка ИБП. После завершения реструктуризации сервисной службы московское представительство APC by Schneider Electric объявило о новой стратегии прямого обслуживания клиентов на территории СНГ, а также о формировании подразделения консалтинга.
До объединения двух компаний подходы APC и MGE UPS Systems к организации сервисного обслуживания трехфазного оборудования существенно различались. Несмотря на то что сервисное подразделение в представительстве АРС было создано более 10 лет назад, обслуживанием техники занимались в основном партнеры АРС. Компания MGE UPS Systems, напротив, стремилась самостоятельно контролировать этот бизнес — по некоторым оценкам, доходы от него достигали чуть ли не трети ее общемирового оборота.
Три года назад московское представительство MGE приобрело сервисный бизнес одного из своих партнеров (вместе с клиентской базой) и стало активно развивать это направление на территории России, заключая с заказчиками контракты на обслуживание трехфазного оборудования. Сервисные и профилактические работы в основном выполнялись силами специалистов московского офиса MGE UPS Systems.
Подобная схема будет реализована и в объединенной компании APC by Schneider Electric. «Одной из приоритетных задач сервисного подразделения АРС является развитие собственного бизнеса, ориентированного на прямое предоставление услуг нашим клиентам», — подчеркивает Андрей Воробьев, директор подразделения системных инженеров и сервиса представительства АРС. По его словам, смещение акцентов в работе вендора вызвано объективными требованиями меняющегося ИТ-рынка — все больший вес приобретает не просто поставка оборудования, а его эксплуатация и обслуживание. При этом Андрей Воробьев ссылается на данные IDC: доля услуг в структуре российского ИТ-рынка в 2007 г. достигла 28%, и это направление растет опережающими темпами.
Согласно новой стратегии, АРС позиционирует себя в качестве компании «полного цикла». Она намерена заниматься не только разработкой, производством и поставкой оборудования, но и предоставлением консалтинговых услуг, внедрением и обслуживанием своих инфраструктурных решений. С корпоративными заказчиками трехфазного оборудования будут заключаться прямые сервисные контракты, предусматривающие круглосуточную техническую поддержку и гарантированное время восстановления работоспособности с выездом специалистов АРС. Сервисное обслуживание однофазных ИБП остается за партнерами вендора.
В апреле было объявлено об открытии в Москве склада запасных частей. Его отсутствие, признает Андрей Воробьев, значительно осложняло работу прежней сервисной службы, не позволяя компании активно развивать это направление бизнеса. В этом и следующем году подобные склады должны быть созданы также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Киеве и в Алма-Ате.
После объединения сервисных служб представительств АРС и MGE UPS Systems подразделение системных инженеров и сервиса насчитывает 45 сотрудников. К концу года их число должно увеличиться в полтора раза. Технические специалисты, работавшие в АРС и MGE, прошли «перекрестное» обучение по продуктам объединенной компании. По словам Андрея Воробьева, в настоящее время они обслуживают уже около 1 тыс. систем бесперебойного питания, эксплуатирующихся в различных организациях.
В течение 2007 г. компания АРС активно создавала собственные сервисные службы в регионах. Наращивание регионального присутствия является одним из приоритетных направлений дальнейшего развития и на ближайшие годы.
Предоставляя услуги клиентам напрямую, АРС тем не менее не намерена отказываться от комбинированной модели сервисного обслуживания трехфазного оборудования. Как утверждает Андрей Воробьев, для гарантированного предоставления услуг на всей территории России АРС продолжит развивать взаимодействие с ключевыми партнерами, привлекая их в качестве субподрядчиков. По его словам, в настоящее время насчитывается около 30 таких компаний.
Несколько месяцев назад в московском представительстве АРС был образован департамент консалтинга и клиентских проектов. Пока в его штате пять сотрудников, но, как утверждает директор департамента Олег Письменский, при необходимости к работе могут быть привлечены специалисты из других консалтинговых подразделений компании в регионе ЕМЕА (всего их насчитывается более 50 человек).
Новый департамент предлагает услуги по комплексному проектированию и построению инженерной инфраструктуры на объектах заказчиков, включая решения для ЦОДов. Речь идет о предпроектном обследовании, разработке проекта, координации работ на объектах, интеграции инженерных подсистем, тестировании, введении в эксплуатацию, энергоаудите, обучении персонала заказчика и т. п. Как утверждает Олег Письменский, специалисты его департамента уже участвовали в реализации около 20 проектов. Среди них — разработка эскизного проекта инженерной инфраструктуры ЦОДа инвестиционной компании «Тройка Диалог». При этом он подчеркивает, что в этих проектах могут использоваться не только решения АРС, но и оборудование других компаний, в том числе и конкурентов.
По словам Андрея Воробьева, в настоящее время доля услуг в российском обороте АРС составляет менее 5%. Он рассчитывает, что в ближайшие годы этот показатель существенно вырастет.