18 июля фирма MS Electronic Sales (MC ES) устроила презентацию, на которой впервые представила портативные компьютеры Sharp Electronics Corp. В зале «Одесса» отеля Renessance были показаны последние новинки — ПК-блокнот «среднего» класса PC-9080, высококлассный мультимедийный портативный компьютер PC-9800T, модель с ярким экраном PC-9320T и, конечно, самый широко рекламируемый WideNote PC-W100T с необычными пропорциями (16х9) дисплея, что расширяет видимую область изображения почти на 28% по сравнению с обычным экраном с диагональю 11,3 дюйма.
Последние три модели демонстрировались на недавно прошедшей международной выставке PC Expo’97. Выступившие на презентации глава представительства Sharp Маэно Масахита, директор департамента офисного оборудования Sharp в MS ES Алексей Володин и менеджер того же департамента Игорь Лышов старались подчеркнуть их достоинства. Так, в PC-9800T использован процессор Intel Pentium 166 MГц со средствами MMX, кроме того, он стал первым ПК-блокнотом, в который фирма встроила контроллер и интерфейс универсальной последовательной шины USB. А в PC-9320T с процессором Pentium MMX 150 MГц применен активноматричный экран с диагональю 11,3 дюйма и разрешением SVGA, созданный на основе новой фирменной технологии Super High Aperture. Эта технология позволяет увеличить яркость дисплея на 43% по сравнению с предшествующим поколением жидкокристаллических экранов и уменьшить потребляемую им мощность на 38%, что увеличивает срок автономной работы компьютера от батареи.
Внешне презентация портативных компьютеров Sharp прошла, как обычно, хотя и скрывает определенную интригу. Ведь до последнего времени фирма MC ES была и пока остается «эксклюзивным» дистрибьютором ноутбуков корпорации Toshiba, чем известна на российском рынке мобильных технологий и заслужила признание среди местных реселлеров. Ибо в основном благодаря ее усилиям «тошибовские» ПК-блокноты в последние два-три года уверенно держат 1-е место по объему продаж в России. А учитывая японскую щепетильность в отношениях с партнерами, после оформления подобного альянса с конкурирующей компанией Sharp ситуация для MC ES может измениться. «Конечно, Toshiba недовольна тем, что мы начали продавать компьютеры Sharp, — говорит директор отдела персональных систем MC ES Вячеслав Трубицин. — Но если мы будем увеличивать объемы продаж блокнотных ПК Toshiba, то, я думаю, корпорация в конце концов согласится с появлением у нас второго партнера».
Будет ли это все именно так, как он предполагает, покажет время. А пока проходила упомянутая презентация, сам Вячеслав Трубицин прилагал героические усилия для того, чтобы провести демонстрацию новых моделей ПК-блокнотов Toshiba — 2 июня корпорация анонсировала пять новых моделей, в очередной раз сменив ранее предлагавшиеся модели почти во всех своих сериях. Среди них сама компания особо отмечает новую модель в серии ультраноутбуков Portege 300CT, которая станет весьма перспективным конкурентом «широкоформатному» WideNote, поскольку в ней также используется экран нестандартных пропорций 16х9, но зато применен современный процессор Pentium MMX 133 MГц, да и весит она на 0,4 кг меньше, чем ПК-блокнот Sharp.
Другим заметным шагом вперед стали модели Tecra 530CDT и Tecra 520CDT, в которых использованы процессоры Pentium с MMX 166 МГц, активноматричные экраны размером 12,1 дюйма, накопители CD-ROM с 10-кратной скоростью и встроенная шина USB. Различаются эти модели лишь разрешением дисплеев — в первой экран обеспечивает разрешение XGA, а во второй — SVGA. Такими же характеристиками обладает новая модель Satellite Pro 460CDT, в которую Toshiba пока не стала встраивать универсальную шину. Зато в новой модели Satellite 220CS серии ПК-блокнотов value line шина USB встроена, но использованы менее мощный процессор Pentium с MMX 133 МГц и пассивноматричный экран двойного сканирования.
Данные новых моделей «тошибовских» блокнотных ПК очень близки к параметрам блокнотных компьютеров фирмы Sharp. Вот вам и одна из явных причин недовольства корпорации Toshiba. Возможно, именно поэтому она почти полтора месяца не могла предоставить в распоряжение MC ES для показа в Москве ни одного экземпляра нового ультраноутбука Portege 300CT, хотя они должны поставляться в Россию, и для них, как и для всех новых моделей, уже определены цены.
В то же время следует указать на «оригинальную» политику самой корпорации, которая, по словам Георгия Акилова, директора московской фирмы «Джордж», специализирующейся на ремонте и модернизации портативных компьютеров, «существует сама по себе, вне всяких связей с внешним миром и рынком. Когда Toshiba объявляет о выпуске новых моделей ноутбуков, то для реселлеров, особенно местных, это сразу превращается в «сильную головную боль». Ведь все предшествующие модели при этом снимаются с производства, и мы не можем их получить, даже если и заказывали их ранее у MC ES — у последней нет склада, а Toshiba прекращает их поставку. Но наши клиенты заказы уже оплатили. И мы вынуждены либо предложить клиентам доплачивать и приобретать новые модели (которые, кстати, могут у нас появиться не сразу, а в течение месяца), либо должны сами завозить заказанные модели из Америки, где они еще могут быть на рынке. А кто и когда видел развернутую «имиджевую» рекламу портативных компьютеров Toshiba, подобную рекламе процессоров Intel Pentium, которая демонстрирует желание производителя активно присутствовать на рынке? Причем подобным образом Toshiba ведет себя не только у нас, но и в Америке. А так как наш рынок им еще и неинтересен, то не все выпускаемые Toshiba модели попадают в списки поставляемых по официальному каналу через MC ES, во всяком случае, такое случалось в прошлом году».
Сказанное подтверждают результаты одного из опросов американских реселлеров, проведенного в конце прошлого года. Деятельность Toshiba на рынке блокнотных ПК была оценена ими достаточно низко из-за неудовлетворительной поддержки своих партнеров, хотя почти все опрошенные отозвались о ее продукции в превосходной степени.
Отечественные реселлеры ПК-блокнотов в феврале — марте прошлого года на себе испытали, что означают нехватки продукции Toshiba на мировом рынке. «Многие российские фирмы поверили заверениям Toshiba, которая в качестве первого шага в конце 1995 г. установила на свои компьютеры достаточно низкий уровень цен. Но весной 1996 г. из-за их отсутствия в канале поставки они понесли большие убытки. Наша фирма большую часть ПК-блокнотов с этой маркой вынуждена ввозить из Америки самостоятельно, хотя мы пытается поддерживать деловые отношения с MC ES и закупать компьютеры через нее, так как это снижает наши накладные расходы», — говорит руководитель дилерского отдела российской компании «MicroMatix» Николай Федоров.
«Серый ввоз» в нашей стране существует только благодаря титаническим усилиям официальных представителей производителей портативных компьютеров, которые сделали все для того, чтобы наш рынок стал «серым», плохим, отвратительным, — утверждает по этому поводу президент компании «Белый ветер» Юрий Дубовицкий. — Оценка, работы, например, MC ES по продвижению ноутбуков Toshiba — хуже не бывает. Ничего, что нужно, не сделано — нет ни сервис-центров, ни региональных складов, ни корпоративной культуры продвижения марки, ни соблюдения строгих законов дистрибуции».
Скорее всего, эти упреки следует адресовать не прямо в MC ES, а к корпорации Toshiba, которая, объявив своего партнера «эксклюзивным дистрибьютором», не создала условий для его существования в таком качестве в России. Для корпорации все определяется одним — по объемам продаж местный рынок составляет менее 1% от американского, и надежд, возлагаемых на его быстрое развитие, он не оправдывает. Значит, и тратиться на него не стоит.
Вот и приходится сотрудникам MC ES изыскивать непростые пути для того, чтобы в случае нехваток у лидера мирового рынка ПК-блокнотов поставлять нашим реселлерам возможные варианты замены от конкурентов из числа brandname фирм.