CRN: Так что, SmartSuit уже «умер»?
Джефф Папоус: Нет. Сегодня объем рынка интегрированных пакетов программ составляет 4 млрд. долл. с перспективой роста до 6 млрд. долл. Этот рынок поделен между двумя крупными компаниями, и наша доля, конечно, меньше, чем у конкурента. Но пусть вас это не смущает. У нас есть бизнес, который стоит не одну сотню миллионов долларов. И мы вовсе не собираемся бросать это дело.
CRN: Как переход к объектной ориентации отразится на рынке пакетов программ?
Папоус: Некоторой части пользователей, пусть небольшой, от 25 до 30%, действительно требуется «мощь» этих крупномасштабных, более сложных приложений. Я думаю, что рынок интегрированных пакетов будет расти, причем достаточно ощутимо.
В то же время на этом рынке мы занимаем 2-е место, так что нам и терять меньше. Поэтому по сравнению с Microsoft мы сейчас более подготовлены к ситуации, когда, как говорится, наша тележка с яблоками перевернется. (При необходимости мы даже можем перевернуть ее сами.) Нет ничего технологически превентивного в том, что мы делаем с нашими Kona-апплетами, а вот прибыль от пакета Office составляет более 60% чистого дохода Microsoft Corp.
CRN: Когда мы увидим очередную версию SmartSuit?
Папоус: Мы уже завершили детальную разработку и тестирование Suit 98. Новая версия должна появиться на рынке в начале 1998 г.
CRN: Вы «перебрасываете» кадры с проекта SmartSuit на разработку Java-апплетов?
Папоус: Сейчас у нас происходит не столько «перебрасывание», сколько наращивание ресурсов, занятых в проекте Kona. Давайте вспомним: когда произошло слияние с IBM Corp., в штате Lotus числилось 5600 сотрудников. К концу 1996 г. у нас было уже 8500. По сравнению с прошлым годом численность персонала, занятого в проекте SmartSuit, практически не изменилась, но зато возросло количество специалистов, которые работают над проектом Kona.
CRN: Насколько прибыльна разработка пакета офисных программ?
Папоус: Попробую вам объяснить. Два года назад, сразу же после слияния с IBM, на одной из моих первых встреч с Лу Герстнером я сообщил ему, что собираюсь вдвое снизить цену на Notes. Мы это сделали, чтобы увеличить долю рынка, и исходили из того, что роста объема продаж и нашей гибкости будет достаточно, чтобы доход от реализации этого пакета остался на прежнем уровне. Мы снизили цену со 150 до 65 долл. и не ошиблись в своих расчетах. Цена оказалась очень подходящей. За два года объем продаж Notes вырос на 110—115%.
CRN: Нужно ли вам поддерживать фундаментальные классы приложений (application-foundation classes) Microsoft?
Папоус: На рынке традиционных пакетов программ основное внимание уделяется не поддержке классов, основанных на приложениях, или даже библиотек классов на Java, а поддержке ActiveX. Раскрою вам страшную тайну: в эпоху OLE1 Рей Оззи немало потрудился над интерфейсом и дизайном, так что мы ориентированы на ActiveX не больше и не меньше всех остальных. Для меня это не двоичная переменная. Можно быть ярым приверженцем распространения ActiveX и в то же время оставаться сторонником распространения Java.
Тем не менее мы не допустим того, чтобы Microsoft опять монополизировала рынок интерфейсов программирования и «загрязнила» эту среду — записанную единожды и используемую повсеместно — посредством ограничения библиотек классов на клиентских машинах.
CRN: Насколько тесны отношения между Lotus и подразделением JavaSoft компании Sun Microsystems Inc.?
Папоус: Мы передаем JavaSoft некоторые базовые технологии, например Infobus, с тем чтобы JavaSoft включила их в версию 1.2 комплекта инструментальных средств разработки программ. Таким образом, в агностических версиях Java модель коллективного использования данных становится значительно более мощной, нежели в фирменных частных версиях.
CRN: Намерены ли вы выступить лидером в продвижении компонентной модели ценообразования?
Папоус: Мы пока еще не установили окончательные цены. Могу только сказать, что мы будем весьма агрессивны в ценообразовании.
CRN: А можно все-таки поподробнее?
Папоус: Для комплекта разработчика, который мы готовим для наших партнеров, собирающихся писать Kona-приложения и не желающих при этом ломать себе голову, где они будут применяться внутри приложений, мы решили использовать модель ценообразования, базирующуюся на сервере. То есть у нас не предусмотрено платы за время работы с Kona-апплетами, и мы проследим, чтобы модель ценообразования для комплекта разработчика соответствовала модели, базирующейся на сервере, чтобы максимально облегчить жизнь независимым разработчикам ПО.
Апплеты можно будет купить либо «оптом», как это делалось до сих пор, либо загрузить их с нашего Web-узла, или через Web-узел других компаний, например Softmart или Ingram Micro Inc.
CRN: Каким образом все это будет осуществляться на практике?
Папоус: По существу Kona состоит из двух частей. Есть базовая система, представляющая собой программный агент обмена сообщениями для сетевого компьютера или настольного ПК плюс функция эмуляции 3270 и менеджер файлов. И есть собственно библиотека. Можно не сомневаться в том, что мы намерены проводить очень агрессивную политику с тем, чтобы OEM-изготовители выпускали сетевые компьютеры с нашей базовой системой. Нужно придать импульс индустрии. Мы попытаемся делать деньги как на самих апплетах, так и на библиотеках.
CRN: Не станет ли Kona зерном, из которого «произрастет» новая модель дистрибуции?
Папоус: Так оно и есть, но это не только наша модель. Это модель для всей этой быстрорастущей индустрии. Просто мы, может быть, воспримем ее чуточку раньше, чем все остальные.
Главная сила проекта Kona заключается в том, что это решение «двойного действия»: оно расширяет возможности и настольных систем, и активных «строительных блоков» Web-серверов Domino. Наши партнеры, в том числе и по сбыту, получат огромное преимущество именно благодаря нашему решению не взимать плату за время использования. Мы сами предлагаем всего 10—15 апплетов. А вот десятки тысяч апплетов, которые разрабатывают наши бизнес-партнеры, и создадут ту богатейшую среду, которую можно будет добавить к серверам Domino.
CRN: Но разве не существует проблемы продвижения этих апплетов на рынок?
Папоус: Большинство этих апплетов вполне уверенно выйдет на рынок в качестве вертикальных приложений, будь то программы для автоматизации торговли или программы, предназначенные, скажем, для аптек.
CRN: Вы предлагаете абсолютно новую модель ценообразования. Когда она начнет окупаться?
Папоус: Я не знаю. Но IBM — достаточно сильная компания, карманы у нее, как говорится, глубокие, т. е. деньги есть. У них уже выработана определенная политика: они делают стратегические вложения и ждут, когда они окупятся. В случае необходимости компания готова к тому, чтобы принять и внеэкономические решения с тем, чтобы в конечном счете все же остаться в выигрыше.
CRN: Выходит, что вы следуете модели Microsoft в борьбе с Borland International Inc., снижая цены на наиболее значимую продукцию компании, которая, собственно, и приносит ей основные средства?
Папоус: Да, в этом есть доля правды. Подобная политика существенно осложняет жизнь тем компаниям, за которыми нет корпоративной силы, помогающей выстоять в конкурентной борьбе. Впрочем, я не боюсь, что начнутся «разброд и шатание». Мы устанавливаем цены на продукцию, мы же ее и продаем. Это совсем не похоже на войну браузеров, где цены на основные продукты снизились с 60 долл. практически до нуля. Но мы также понимаем, что, будучи первыми на этом рынке, имеем возможность не допустить там «ядерной зимы». Мы хотим, чтобы наши партнеры тоже получали прибыль, хотя, разумеется, они находятся не в равных условиях, и не собираемся отступать от нашей стратегии, хотя, я думаю, не во всем в точности ей следуем.