Компания подвела финансовые итоги 2008 г. Выручка на рынке антивирусной и контентной фильтрации (Secure Content Management, SCM, в терминологии компании IDC) в России и странах Закавказья превысила 3 млрд. руб. (100 млн. долл.) в ценах конечных пользователей. По сравнению с 2007 г. рост составил 80% (в долларовом эквиваленте). Следует отметить, что это предварительные, не аудированные данные. Окончательные итоги компания рассчитывает подвести в мае.
Как сообщил Гарри Кондаков, член совета директоров, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в регионе ЕЕМЕА, фирма сохраняет лидирующее положение на рынке SCM в России и странах Закавказья, наращивая свое присутствие как в сегменте решений для домашних пользователей, так и в сегменте бизнес-решений. На домашнем рынке продажи увеличились на 150%, а на корпоративном — на 45%. Более половины доходов в прошлом году компания получила в корпоративном секторе — 52%, доля выручки от реализации персональных продуктов составила 48%. Годом ранее соотношение между бизнес-сегментом и ретейлом было 62/38.
«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, прошедший год был для нас весьма успешным, и финансовые показатели наглядно это подтверждают», — сказал Кондаков. Он добавил, что фирма даже перевыполнила план. «Если бы не девальвация рубля, наш рост в России измерялся бы трехзначным числом», — подчеркнул он. По словам Кондакова, «Лаборатории» удалось продемонстрировать хорошие результаты во всех регионах планеты. Общемировой объем продаж в 2008 г. составил 361 млн. долл., что на 78% выше, чем в 2007 г. В Европе компания продала продукции на 184 млн. долл. (+67%), в регионе ЕЕМЕА выручка составила 91 млн. долл. (+95%), в Америке — 60 млн. долл. (+90%), в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 24 млн. долл. (+69%).
На 45% выросла общая численность сотрудников компании. По состоянию на конец прошлого года в «Лаборатории» трудились 1250 человек. Фирма давно занимала прочные позиции на мировом рынке, но в 2008 г., как сказал Кондаков, «совершила заметный скачок в плане глобализации». Менее чем за год число локальных офисов увеличилось на треть, открылись представительства в Испании, Италии, Турции, Румынии, Австралии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Уже в этом году появились офисы в Канаде, Швейцарии и Австрии. «Из 15 топ-менеджеров компании лишь 8 — граждане России. Остальные — это представители других стран», — отметил он.
Интенсивному росту бизнеса «Лаборатории Касперского» способствовало грамотное развитие российской партнерской сети. Общее число авторизованных партнеров выросло более чем на 50%, до 3 тыс. организаций. Благодаря этому удалось добиться 120%-ного увеличения продаж в регионах. Не последнюю роль сыграли активность вендора и игроков канала сбыта. В прошлом году с участием последних и при поддержке «Лаборатории» было проведено более 150 презентаций, семинаров и конференций в 60 городах страны.
На сегодня представительства компании работают в пяти федеральных округах: Южном (Волгоград), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Приволжском (Казань), Уральском (Екатеринбург) и Сибирском (Новосибирск).
Также в прошлом году создан офис, отвечающий за развитие бизнеса в России и странах Закавказья (Грузии, Армении и Азербайджане). «До середины 2008 г. наши операции на территории бывшего Советского Союза были «размазаны», — пояснил Гарри Кондаков. — Существовал регион, который назывался «Россия, СНГ и страны Балтии». Но потом мы перешли к более четкому региональному делению исходя из географических и экономических реалий. Сейчас определены четыре региона: Россия и страны Закавказья; регион БУМ (Белоруссия, Украина и Молдавия); регион СТАН (бывшие советские среднеазиатские республики и Монголия); страны Балтии. Для каждого региона выработана своя стратегия развития».
Заметные шаги сделаны и во взаимоотношениях с субъектами РФ. В частности, в рамках программы «Безопасный регион» подписаны стратегические соглашения о сотрудничестве с правительствами Республики Татарстан, Волгоградской и Омской областей.
Также стратегические соглашения заключены с Фондом обязательного медицинского страхования и со всеми предприятиями энергетики, ранее входившими в РАО «ЕЭС России».
Заказчиками решений «Лаборатории Касперского» в минувшем году стали крупные коммерческие предприятия и государственные структуры, в числе которых Федеральная налоговая служба (в эту организацию поставлено 120 тыс. лицензий), Федеральная таможенная служба, Банк России, Сбербанк, Уралсвязьинформ, Росэнергоатом, МДМ-Банк и др.
Ссылаясь на данные исследовательской компании РОМИР, представители «Лаборатории» заявили, что среди пользователей лицензионного антивирусного ПО 47% респондентов отдают предпочтение их продукции. Это в два раза превышает показатели ближайшего конкурента.
«Текущий год будет сложным, но тем не менее мы рассчитываем на рост бизнеса, — заявил Гарри Кондаков. — Планы компании остались без изменений: выпуск новых версий персональных и корпоративных продуктов, решений для мобильных устройств, открытие новых региональных офисов и дальнейшее укрепление позиций на российском и международном рынках».