Компания HP объявила об открытии фирменного магазина в Москве. Он расположился в «ноутбучной» зоне торгового центра «Горбушкин двор», рядом с монобрендовыми салонами Dell, ASUS, Toshiba и др.

Как заявил на церемонии открытия вице-президент компании и генеральный директор подразделения персональных систем HP PSG CEE Ахим Каттлер (Achim Kuttler), этот бренд-шоп четвертый в мире (сейчас строится пятый) и первый в России.

Правда, по имеющимся у нас данным*, это не совсем так. Первый в России фирменный магазин HP был открыт еще осенью 2001 г. Идея его создания появилась в 1999 г. По результатам деятельности Отдела потребительских товаров, отвечающего за продвижение на рынке продукции массового спроса и поддержку розничных продаж, в 2000 г. было принято решение о создании фирменного магазина Hewlett-Packard под управлением одного из торговых партнеров.

«Фирменный магазин станет платформой для продвижения потребительских товаров под маркой Hewlett-Packard, постоянно действующей выставкой-продажей нашей техники и просто центром общения компьютерных энтузиастов», — сообщил тогда Константин Кимельман, руководитель Отдела потребительских товаров HP.

В официальном пресс-релизе** по поводу открытия бренд-шопа сообщалось, что «магазин привлечет как приверженцев марки HP, компьютерных профессионалов, так и неискушенных в вопросах современной техники покупателей, пришедших за первым в их жизни компьютером или принтером; при этом он станет площадкой, на которой в любое время можно будет увидеть полный спектр потребительской техники, сравнить различные модели и попробовать их в работе».

Управляющей компанией для реализации проекта в результате проведенного в 2001 г. конкурса (рассматривался наиболее подходящий бизнес-план, учитывались опыт управления или разработки подобных проектов) стала фирма «Партия». 9 октября магазин, получивший название «Силиконовая долина», открыл свои двери на улице Земляной вал, рядом со станцией метро «Курская». В магазине было два торговых зала общей площадью около 280 м2. Ассортимент насчитывал не менее 500 наименований. Обслуживали покупателей почти три десятка продавцов-консультантов. История этой «Силиконовой долины» закончилась вместе с «Партией».

Но вернемся к новому «первому фирменному магазину HP». По словам Каттлера, бренд-шоп, помимо того что выполняет основную (маркетинговую) функцию, должен стать также и коммерчески успешным проектом. При этом в будущем не исключается открытие подобных точек в других городах-миллионерах. На очевидный вопрос: «Почему магазин открыт в России и почему сейчас?» — Каттлер ответил, что Россия — одна из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), их экономики развиваются быстрыми темпами и поэтому наиболее привлекательны с точки зрения инвестиций и развития потребительского рынка.

В период кризиса тезис насчет развития России «быстрыми темпами», похоже, потерял свою актуальность... Сложная, мягко говоря, ситуация и с розничным ИТ-рынком. По самым оптимистичным прогнозам игроков ИТ-ретейла, розничные продажи сократятся на 30–40% по сравнению с 2008 г. (см. статью «Кризисная ИТ-розница», спецвыпуск CRN/RE № 1/2009). А многие предвещают сокращение продаж вдвое... Закрываются торговые точки по всей стране, некоторым спросом пользуются товары первой компьютерной необходимости из нижнего ценового сегмента, а на приемлемый уровень продаж могут рассчитывать разве что дискаунтеры. В отличие от них, бренд-шоп HP предлагает клиентам в основном дорогие флагманские модели, например моноблоки серии TouchSmart IQ500, которые стоят более 50 тыс. руб. Учитывая текущее состояние рынка, вызывает некоторое сомнение и то, что покупатели по достоинству оценят уникальные, по словам представителей HP, дополнительные возможности, среди которых: приобретение товара с дополнительными гарантиями подлинности и качества; ознакомление с достоверной информацией о самых последних новинках; знакомство с эксклюзивными, редкими моделями; возможность тестирования интересующих продуктов; консультация ведущих специалистов.

Насколько проект окажется жизнеспособным с коммерческой точки зрения — покажет время. По крайней мере, появился еще один магазин, в который приятно зайти и посмотреть на красивую технику. Безусловно, радует и то, что для ведущего ИТ-вендора российский рынок достаточно привлекателен для инвестиций в столь сложное время.

* См. статью «Силиконовая долина» на Земляном валу, CRN/RE № 20/2001.
** См. http://h41131.www4.hp.com/ru/ru/press/_Hewlett-Packard______0.html