Государство в лице своих ведомств, органов власти, образовательных и медицинских учреждений, любых организаций, получающих финансирование из госбюджета, было и остается основным заказчиком многих ИТ-компаний. По различным оценкам, более 60% оборота российского ИТ-рынка обеспечивает госсектор. Поэтому государственная политика в сфере информационных технологий в кризисные времена вызывает особый интерес.
Можно ли с уверенностью говорить о каких-либо заметных изменениях в уровне спроса со стороны государственных организаций на ИТ-товары и услуги? Вряд ли. Во всяком случае до принятия нового варианта государственного бюджета. Это точка зрения большинства экспертов из интеграторских компаний и фирм-производителей. Каким образом будут сформированы ИТ-бюджеты госзаказчиков в этом году, говорить пока рано, считает Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и СНГ, так как процесс антикризисного планирования пока не завершен. Следует ожидать, что это произойдет до середины марта и затем, приблизительно к середине года, появятся скорректированные ИТ-бюджеты, полагает он.
IDC сообщает*, что рост спроса на продукцию ИТ начиная с IV квартала 2008 г. резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%, и прогнозирует: госсектор пострадает «несколько меньше», чем производственная сфера, розничная и оптовая торговля, строительство и добывающая промышленность. Многие ИТ-компании ожидают секвестрования государственных ИТ-бюджетов на 15%.
В начале этого года впервые за длительный период наблюдалось снижение общего числа тендеров (примерно на 8%), объявленных госструктурами, отмечает Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса с госсектором компании «АйТи». Михаил Лагутин, руководитель отраслевого маркетинга «Xerox Россия», также отмечает, что с начала года стало меньше конкурсов и аукционов, и видит две причины этого: «Во-первых, снижение курса рубля при рублевом бюджетировании в госсекторе. Во-вторых, происходит пересмотр части планов закупок в связи с сокращением бюджетов». «Мы видим, что составляются два варианта бюджетов — обычный и антикризисный. Какой из них станет окончательным, зависит от того, будет ли секвестрован общий бюджет государства или нет», — говорит Владимир Гайкович, генеральный директор НИП «Информзащита».
«Понимая всю сложность в прогнозировании перспектив развития мирового кризиса и, как следствие, поведения рубля относительно бивалютной корзины, ряд наших заказчиков либо уже осуществил, либо готовится срочно закупать необходимую продукцию, в том числе и со 100%-ной предоплатой», — говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК.
Руководители другого поставщика техники — компании «Аквариус» — тоже отмечают как явную тенденцию последнего времени желание клиентов (а государственных заказчиков у «Аквариуса» более 70%), как можно скорее тратить деньги, пока их покупательная способность не изменилась. В текущей ситуации минимальные сроки поставки важны как никогда, и компания принимает меры по максимальному приближению техники к месторасположению заказчика. В первую очередь вендор сейчас инвестирует в логистические проекты, чтобы техника находилась в «шаговой доступности» для партнеров и заказчиков.
Кроме экономических изменений заметны и некоторые технологические тренды. Михаил Лагутин отмечает увеличение спроса на полноцветную технику. Если раньше это были единичные закупки, оборудование приобреталось только в рамках обновления парка ведомственных типографий или для больших отделов и приемных руководителей, то сегодня полноцветные устройства (принтеры и МФУ) являются составной частью обычной закупки оборудования, подчеркивает он: «Полноцветные устройства уже не редкость в государственных организациях». Вторая тенденция, по мнению Лагутина, это смещение акцента от принтеров к МФУ, особенно она проявляется в сегменте производительного оборудования. «Если ранее МФУ использовались большей частью как копиры, то сегодня МФУ приобретается как полноценный аппарат с возможностью печатать, копировать, сканировать, а тенденция роста закупок отчетливо проявляется как в монохромных, так и в полноцветных устройствах», — считает Лагутин.
Он отмечает также, что в области управления документами среди государственных заказчиков все более популярными становятся решения, повышающие эффективность и прозрачность инфраструктуры. Они позволяют экономить за счет быстрого внедрения и быстрой отдачи. Многие крупные клиенты, говорит Лагутин, стараются экономить с помощью электронных документов и строгого контроля печати, при этом сохраняется устойчивый интерес к оцифровке корреспонденции, цифровым хранилищам документов.
Информация из многих источников, в том числе от ИТ-руководителей госорганизаций, полностью подтверждает этот тезис: возможности такой простой, казалось бы, операции, как потоковый ввод документов, отнюдь не исчерпаны, к ним, в том числе в госсекторе, еще только приступают и добиваются значимых успехов. Компания Canon тоже активно действует на этом рынке, и у нее число проектов такого типа именно в государственных организациях и органах власти постоянно растет.
Прежде всего будут реализовываться проекты, повышающие прозрачность деятельности министерств в части управления госсредствами, полагает Андрей Преображенский, руководитель проектного центра компании «Аплана». На первое место, по его мнению, выходят системы управления проектами, как с точки зрения объемов и сроков реализации, так и с точки зрения их экономической эффективности.
Есть и другие направления развития. «В текущем году у заказчиков значительно повысился интерес к нашим разработкам в области технологий создания территориально распределенных защищенных информационных систем. Я уверен, что это надолго», — считает Григорий Сизоненко. Он полагает, что эту ситуацию сформировали две тенденции. Первая — это насыщение «бытовыми» решениями и попытка клиентов разобраться в том, куда нужно дальше двигаться. Вторая — это стремление организаций сократить сроки выполнения проектов и повысить вероятность их благополучного завершения. «Не секрет, что до кризиса проекты нередко начинали, закрывая этап за этапом, без уверенности в том, что исходное ТЗ к системе в целом будет когда-либо выполнено, — напоминает Сизоненко. — Сейчас ответственность за целесообразность расходования средств и результаты работы растет. Время „долгостроя“ прошло».
Руководитель ИВК полагает: «заказчики поняли, что интеграция приложений, доступ к информационным ресурсам, гарантированная доставка и логическая обработка информации и создание глобальной информационной среды просто вынуждают использовать ПО промежуточного слоя как фундамент всей системы». Для производителя интеграционной платформы вполне естественно на это надеяться, но можно ли говорить о таком положении как о свершившемся факте?
Надо сказать, что общий настрой, в особенности производителей оборудования, примерно такой: «Раньше, пока денег было много, никто их особо не считал. Поэтому клиентам можно было, например, без особых размышлений купить запасную стойку-другую-десятую, вдруг пригодится. Теперь, когда денег стало значительно меньше, придется им всерьез подумать об архитектуре (значит, нужен консалтинг), причем как инфраструктуры (надо централизовать, значит, потребуются более мощные серверы), так и приложений (нужны интеграционные решения), и расходы повнимательней считать (вырастет спрос на аутсорсинг, в том числе поддержки, обслуживания)». Как маркетинговый посыл все это звучит хорошо, а как описание реальной ситуации — не очень. Если кому-то нравится принимать желаемое за действительное, мешать ему нет смысла, но строить на таких соображениях реальную работу явно небезопасно.
Единственное из перечисленных направлений, которое уже подает видимые признаки жизни, — это аутсорсинг, в первую очередь поддержки ИТ-систем. Например, на прошедшем в феврале семинаре НП АСТРА присутствовали представители шести крупных интеграторских фирм, имеющих развитую аутсорсинговую практику. Четверо заявили о том, что уже после ноября 2008 г. у них стартовали новые проекты, причем хотя бы один проект в госсекторе назвал каждый.
Впечатляющий пример, о котором было заявлено в феврале: контракт «Техносерва» на оказание услуг по технической поддержке ведомственного сегмента ФМС России государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Услуги предполагаются следующие: системное сопровождение информационных систем и ресурсов, автоматизированных рабочих мест, серверного оборудования, активного оборудования вычислительных сетей, средств защиты информации, сетевых приложений и систем, рабочих станций и периферийных устройств. Сумма контракта — почти 360 млн. руб. Конечно, этот проект для «Техносерва» старый: компания работает с заказчиком с 2006 г. и уже ввела в эксплуатацию две очереди системы, насчитывающей к настоящему времени 780 объектов на всей территории России.
Однако на пути аутсорсинга в госучреждениях много проблем. Одну из них называет Лагутин: несмотря на то, что спрос на услуги аутсорсинга растет и компания активно развивает это направление, широкое внедрение сервиса в области управления документами осложняется особенностями инфраструктуры госзаказчиков, например тесным переплетением «открытого» и «закрытого» документооборотов. Другая проблема связана с традиционным «нельзя передать в чужие руки хаос, сначала надо его упорядочить».
Применению аутсорсинга препятствует общая незрелость процессов организации ИТ как на стороне клиентов, так и на стороне подрядчиков. Однако, несмотря на это, есть большая вероятность появления новых аутсорсинговых проектов в госсекторе.
Мини-прогноз
Что же будет дальше? Прежде всего ничего фатального, полагают эксперты. Нужно понимать, что процесс информатизации госорганов уже нельзя полностью приостановить, поскольку их деятельность прочно опирается на использование информационных систем. Поэтому средства на их поддержку будут выделяться и впредь, уверен Дмитрий Смирнов. Кирилл Корнильев полагает, что неизменными частями бюджетов останутся эксплуатационные расходы для всех опорных задач, что выведет ИТ-бюджеты на уровень 50–60% объема предыдущего года. Информационная поддержка банковских проводок, начисления пенсий, коммунальных, налоговых и таможенных платежей, документооборота и контроля поручений в госструктурах не остановится.
В этом году станет меньше новых крупных проектов, но сохранятся закупки в рамках отдельных программ, будут также выделяться средства на поддержание работоспособности оборудования и его эксплуатацию, считает Михаил Лагутин. Этот тезис разделяет и Дмитрий Смирнов. Основной акцент сегодня делается на поддержке и оптимизации уже созданного (например, системы управления, технологии виртуализации и др.), а также на те системы, внедрение которых имеет высокую общественную значимость (например, решения, автоматизирующие госуслуги для населения), полагает он.
Сергей Белевицкий, генеральный директор ГК «РАМЭК», справедливо указывает, что у некоторых ведомств имеются статьи расходов, которые они не могут секвестировать в части ИТ, иначе эти учреждения просто прекратят функционировать, например, без оплаты телекоммуникационных услуг. 2009-й вряд ли принесет какие-то революционные изменения, полагает он, ведь практически везде работа велась по разработанным долгосрочным планам: «Стратегию быстро не поменять, да и непонятно, под какой бюджет. Цели и задачи госорганов не изменились, наоборот — кризисная ситуация требует более быстрого реагирования на возникающие возмущения, более точной оценки ситуации и эффективности реализации тех или иных мер, предпринимаемых ведомством».
Белевицкий уверен, что развитие ИТ, как и других аспектов экономики, в целом замедлится. По его мнению, можно ожидать сокращения расходов на те мероприятия, эффект от которых предполагался в 2012–2013 гг., и наоборот — полномасштабное финансирование тех проектов, которые могут быть завершены в 2009–2010 гг., во избежание потерь уже вложенных средств. «Если стратегия ведомства в части ИТ была выстроена правильно, имела четкие функциональные цели, а не носила характер сиюминутного решения по освоению выделенного бюджета, рано или поздно она будет реализована», — считает Белевицкий. А если нет? К сожалению, именно отсутствие комплексных, системных подходов к автоматизации как отдельных ведомств и организаций, так и целых ветвей власти уже не первый год отмечается аналитиками как самая сложная проблема информатизации госсектора.
Принципиальные изменения в государственной политике в области автоматизации могут быть основаны только на системном подходе. Именно государству принадлежит центральная роль по выведению страны из кризиса, уверен Кирилл Корнильев, поэтому при рассмотрении изменений в потребностях госзаказчиков стоит выделить два направления деятельности государственных институтов. Первое — как эффективно использовать то, что уже есть, снизить расходы, увеличить производительность, обеспечить качественное оперативное управление. Второе — как, балансируя между краткосрочными задачами выхода из кризиса, заложить основу будущего долгосрочного роста. По первому направлению госзаказчики уже сейчас обращаются к опыту предпринимателей по замене отдельных технологических элементов на более экономичные альтернативы, например переход на бесплатные офисные пакеты Open Office, отмечает Корнильев. Кроме того, подчеркивает он, повышаются требования к оперативности и взвешенности решений, что влечет за собой потребность в межуровневой и межотраслевой интеграции данных.
Что касается второго направления, то сегодня у правительства есть уникальная возможность инвестировать в строительство инфраструктуры, способной катализировать долгосрочный рост, надеется Корнильев. Во-первых, назрела четкая экономическая потребность, а во-вторых, все необходимые технологии уже существуют. Практически любые физические объекты можно объединить в сети, а с помощью простых и доступных устройств (датчиков) получить от этих объектов обратную связь. Сбор и обработка подобной информации открывают огромные возможности по увеличению продуктивности низкоэффективных систем, например энергосетей, управления движением транспорта и цепями поставок, уверяет Корнильев и ссылается на западный опыт. Здесь прослеживается явная корреляция с новой инициативой IBM «Динамическая инфраструктура», один из краеугольных камней которой — широкое применение обратной связи в управлении сложными системами через датчики, сети, на базе централизованных ИТ-средств. Красиво. Разумно. Может быть очень экономически выгодно. Но опять же — без стратегии такого рода вещи не делаются.
Однако частично государство уже решает действительно инновационные задачи. В феврале компания «Оптима-интеграция» (ГК «Оптима») сообщила о завершении проекта по созданию системы считывания и распознавания номерных знаков автотранспортных средств на 61 международном автомобильном пункте пропуска ФТС России. Система обеспечивает автоматическое распознавание и регистрацию номера транспортного средства в любых погодно-климатических условиях и в любое время суток в пределах контролируемых зон с высокой вероятностью правильного распознавания, автоматический учет времени и даты въезда/выезда, позволяет интегрироваться с внешними информационными системами и программно-аппаратными комплексами различной ведомственной принадлежности, функционирующими на границе, а также с другим технологическим оборудованием (весы, шлагбаумы, светофоры). Причем проект велся одновременно в семи федеральных округах во многих регионах по границе Российской Федерации: от Мурманской области до Приморского края. В этом направлении поле деятельности в стране огромное. Однако без стратегии, в том числе интеграции с ИТ-системами других ведомств, такие проекты неминуемо останутся частным случаем.
О других осложняющих дело обстоятельствах напоминает Владимир Гайкович: «Одновременно с изменениями экономической ситуации в нашей стране меняется законодательство в области доступа к информации и ее защиты, увеличивается количество регуляторов и усиливается их контролирующая деятельность».
В 2009 г. принят федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». «В нем определено понятие служебной тайны органов власти, что предполагает принятие мер по ограничению доступа к таким сведениям, в том числе — и техническим. А на любые мероприятия требуются средства», — подчеркивает Гайкович. Кроме того, начался контроль регуляторами исполнения закона о персональных данных. Приведение системы обработки данных в соответствие с требованиями этого закона — суровая затратная необходимость, но денег в федеральном бюджете на это не предусмотрено.
«Таким образом, — резюмирует Гайкович, — с одной стороны, тренд на снижение расходов задан экономической ситуацией. С другой стороны, текущее законодательное регулирование требует существенных вложений. Налицо явное противоречие. Думаю, что оно будет разрешено до середины 2009 г.».
На других аспектах возможного развития ситуации концентрируется Михаил Лагутин. При всех сокращениях закупок новой техники люди не перестанут печатать, в связи с ростом курса рубля можно ожидать появления на рынке «серых» расходных материалов, полагает он. Перед вендорами вновь (была ли она решена?) встанет задача борьбы с нелегальными или сомнительными поставками.
Ранджит Саркар, глава представительства TRENDnet Russia and CIS, подчеркивает другой важный фактор, который особенно заметен на других рынках, в том числе FMCG, в последние месяцы. Государственным заказчикам необходимо предлагать только качественную и зарекомендовавшую себя продукцию по доступной цене, полагает Саркар, а те производители, которые не смогут обеспечить разумного соотношения цена/качество, вынуждены будут уйти с рынка. «Как известно, пустой ниша долго не останется, и мы надеемся, что сможем расширить свое влияние на государственный сектор», — подчеркивает он. Наверняка не только в TRENDnet думают о таких возможностях, так что изменений, возможно значимых, не избежать.
* Отчет Russia Vertical Markets 2008–2012 Forecast