Письмом ГТК РФ № 06-10/22727 от 25.11.97 сообщено, что приказ ГТК РФ № 543 от 05.09.97 «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 октября 1997 г. (регистрационный № 1395), официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 21, ноябрь 1997 г. и вступит в силу 11 декабря 1997 г.
Письмом ГТК РФ № 01-15/22264 от 20.11.97 в целях реализации пунктов Межведомственного плана мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части федерального бюджета перед отделами таможенной инспекции РТУ и таможен поставлены задачи по выявлению посреднических фирм, осуществляющих бартерные и иные операции с крупнейшими предприятиями-недоимщиками, и проверке соблюдения ими налогового законодательства; организации совместных проверок соблюдения налогового законодательства предприятиями и организациями, имеющими задолженность перед федеральным бюджетом свыше 5 млрд. рублей; осуществлению комплекса оперативно-розыскных и иных мер по проверке лиц и фирм, проходивших в запросах правоохранительных органов в качестве подозреваемых в «отмывании» преступно нажитых капиталов, уклонении от уплаты налогов и нарушении налогового, валютного и таможенного законодательства.
Распоряжением ГТК РФ № 01-14/1566 от 19.11.97 с 1 декабря 1997 г. вводятся бланки грузовой таможенной декларации (ГТД-1, ГТД-2) со степенями защиты от подделки. Нумерация бланков со степенями защиты начинается для ГТД-1 с 17 000 001, для ГТД-2 с 7 000 001 номера. Бланки, изготовленные ранее, действуют в течение 4 месяцев после ввода в обращение новых. Ранее выпущенные бланки, используемые таможенными органами для целей таможенного оформления и контроля, применяются до полного их израсходования.
Письмом ГТК РФ № 01-15/21941 от 17.11.97 направлен текст приказа ГТК РФ N 688 от 17.11.97 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых или декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей и процентов за отсрочку или рассрочку по этим платежам». Приказ подлежит государственной регистрации и вступает в силу через 30 дней после официального опубликования, однако таможенным органам предлагается «использовать текст настоящего приказа в целях работы с участниками внешнеэкономической деятельности» при выполнении Постановления Правительства РФ № 1002 от 13.08.97.
Согласно приказу, таможенным органам предписывается производить помещение под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и экспорта товаров, перемещаемых либо декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам (должниками) в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных ими товаров только при условии погашения задолженностей, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил и пеней по ним.
При таможенном оформлении товаров иными таможенными органами, чем те, в регионе деятельности которых находится отправитель или получатель, оформление предписывается производить только на основании разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель, выданного после вступления в силу настоящего Приказа. При этом не допускается выдача должникам разрешений на таможенное оформление товаров в ином таможенном органе, чем тот, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель, до погашения задолженности.
В соответствии с Приказом ГТК РФ № 691 от 20.11.97 в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен суммы начисленных таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, принимаются с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен. Начальникам таможенных органов предписано произвести до 1 января 1998 г. инвентаризацию задолженности организаций по таможенным платежам, составить акт сверки с организациями-должниками с указанием сумм задолженности в старом и новом масштабах цен. При этом акт сверки подписывается со стороны таможенного органа начальником таможни либо его заместителем и заверяется гербовой печатью таможенного органа. Со стороны организации-должника акт сверки должен быть подписан ее руководителем и главным бухгалтером и заверен гербовой печатью этой организации.
Согласно распоряжению ГТК РФ № 01-14/1623 от 26.11.97 с 1 декабря 1997 г. Московское таможенное управление самостоятельно, без дополнительного согласования с ГТК РФ, принимает решения об учреждении складов временного хранения и таможенных складов в Москве и Московской области (вновь учреждаемых и повторно учреждаемых). При выдаче лицензии на учреждение склада временного хранения или таможенного склада с владельца склада взимается сбор за выдачу лицензии в соответствии с установленными ставками сборов после согласования Московским таможенным управлением принятого таможней решения о возможности учреждения склада. Этим же распоряжением предписано с 1 декабря 1997 г. не применять указание ГТК РФ № 01-14/982 от 29.07.97, а также письма ГТК РФ № 01-33/8671 от 12.05.97 «Об учреждении складов временного хранения» и № 01-33/9778 от 26.05.97 «Об учреждении таможенных складов».
Письмом ГТК РФ № 14-15/15017 от 06.08.97 при осуществлении проверок соблюдения требования таможенного режима экспорта товаров
- по внешнеторговым сделкам;
- об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам;
- либо зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров
Поскольку имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитента, является собственностью последнего, выручка, поступившая к комиссионеру (иностранному партнеру) от реализации имущества комитента (российского экспортера), является собственностью последнего и подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках. Использование валютной выручки без соответствующего разрешения Центрального банка РФ до ее зачисления на счета в уполномоченных банках может быть квалифицировано как сокрытие валютной выручки.
Письмом Госналогслужбы РФ № ВК-6-16/799 от 17.11.97 направлено извлечение из протокола № 5/37-97 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) от 23.10.97 по вопросу о проведении мероприятий по адаптации контрольно-кассовых машин к изменению масштаба цен и обеспечении использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в период введения в платежный оборот денежных знаков нового образца.
Этим же письмом Госналогслужба РФ обязывает начальников госналогинспекций по субъектам РФ:
- установить контроль за организацией в налоговых органах работы по регистрации контрольно-кассовых машин в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Госналогслужбы РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95;
- не принимать к регистрации с 1 января 1998 г. контрольно-кассовые машины, не обеспечивающие при осуществлении денежных расчетов с населением работу в новом масштабе цен;
- обеспечить в необходимых случаях участие работников налоговых органов в осуществлении мероприятий по адаптации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
- обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ с предложением о необходимости обеспечения центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин (ЦТО) взаимодействия с владельцами контрольно-кассовых машин в части установления очередности и графиков проведения работ по адаптации находящихся в эксплуатации контрольно-кассовых машин, внесении центрами отметки в технический паспорт контрольно-кассовой машины, заверенной подписями и печатью и подтверждающей время и организацию — исполнителя работы по адаптации ККМ к новому масштабу цен;
- произвести по мере выполнения работ по адаптации ККМ перерегистрацию находящихся в эксплуатации ККМ на основании предъявляемых владельцем заявления, технического паспорта ККМ с отметкой ЦТО об адаптации ККМ к новому масштабу цен и договора с ЦТО о постановке ККМ на техническое обслуживание.
Протоколом заседания Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) № 5/37-97 от 23.10.97 утверждены мероприятия по адаптации контрольно-кассовых машин к изменению масштаба цен и обеспечении использования контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением в период введения в платежный оборот денежных знаков нового образца.
Согласно протоколу, перевод контрольно-кассовых машин на работу в новом масштабе цен осуществляется с 1 января 1998 г. по 30 июня 1998 г. включительно.
Начиная с 1 июля 1998 г. все контрольно-кассовые машины на территории Российской Федерации, должны работать только в новом масштабе цен. В период с 1 января 1998 г. по 30 июня 1998 г. включительно контрольно-кассовые машины могут работать в старом или новом масштабе цен. При этом не допускается использование на предприятии контрольно-кассовых машин, работающих одновременно в разных масштабах цен.
На чеке, выдаваемом покупателю, стоимость должна соответствовать одной из двух цен (старой или новой) и проставляется в одном определенном масштабе цен: до проведения адаптации ККМ в рамках данного предприятия — в старом масштабе цен, после проведения адаптации — в новом масштабе цен.
Конкретные сроки и дату перевода ККМ на работу в новом масштабе цен определяет пользователь ККМ совместно с центром технического обслуживания, где его ККМ поставлены на техническое обслуживание.
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать графики перевода ККМ в данном регионе на работу в новом масштабе цен, имея в виду, что этот перевод должен быть завершен не позднее 30 июня 1998 г.
Стоимость товаров или платных услуг проставляется в документах строгой отчетности (квитанциях, путевках, билетах, талонах, знаках почтовой оплаты и др.), приравненных к чекам, начиная с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.
Адаптация контрольно-кассовых машин цен осуществляется:
- перепрограммированием;
- внесением конструктивных изменений;
- заменой отдельных ККМ на ККМ других моделей, включенных в Государственный реестр ККМ, работающих в новом масштабе цен.
Модели ККМ, в которые в процессе их адаптации к новому масштабу цен были внесены конструктивные изменения, подлежат сертификации в Госстандарте РФ.
Модели ККМ, подлежащие сертификации и (или) техническому освидетельствованию, должны быть представлены генеральными поставщиками в Госстандарт РФ, соответствующие технические экспертные организации и Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам.
Перевод ККМ на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования контрольно-кассовых машин или внесения незначительных конструктивных изменений в контрольно-кассовые машины осуществляется центрами технического обслуживания ККМ по методикам, подготовленным соответствующими генеральными поставщиками ККМ. При этом генеральные поставщики ККМ должны организовать работу с центрами технического обслуживания и пользователями ККМ по переводу контрольно-кассовых машин на работу в новом масштабе цен.
Пользователи ККМ должны по состоянию на окончание последнего рабочего дня 1997 г. снять с каждой контрольно-кассовой машины в зависимости от ее конструктивного исполнения общие итоговые показания главного суммирующего счетчика, контрольной (фискальной) памяти. Обнуление показаний главного суммирующего счетчика, контрольной (фискальной) памяти не допускается. Снятие общих итоговых показаний с контрольно-кассовой машины оформляется актом.
Аналогичная операция по снятию общих итоговых показаний производится на дату перевода контрольно-кассовой машины на работу в новом масштабе цен. В паспорт (формуляр) ККМ вносится запись о переводе ее на работу в новом масштабе цен с указанием календарной даты, заверенная подписью механика и печатью центра технического обслуживания, осуществляющего указанную работу.
Пользователь контрольно-кассовых машин обязан в 3-дневный срок представить необходимые документы в соответствующий налоговый орган для перерегистрации контрольно-кассовых машин, переведенных на работу в новом масштабе цен.
Все машины, работающие в новом масштабе цен, должны быть оснащены средствами визуального контроля — голограммами «Государственный реестр 1998 г.» и «Сервисное обслуживание 1998». Вновь реализуемые ККМ, работающие в новом масштабе цен, оснащаются голограммами «Государственный реестр 1998 г.» генеральными поставщиками. Контрольно-кассовые машины, переведенные на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования или внесения незначительных конструктивных изменений, оснащаются голограммами «Государственный реестр 1998 г.» центрами технического обслуживания. При этом ранее установленные голограммы «Государственный реестр 1997 г.» на контрольно-кассовые машины, переведенные на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования или внесения незначительных конструктивных изменений, могут быть сохранены.
Все ККМ оснащаются голограммами «Сервисное обслуживание 1998» центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин. При этом центры технического обслуживания должны провести техническое освидетельствование поставленных у них на обслуживание ККМ.
Начиная с 1 января 1998 г. не принимаются к регистрации в налоговых органах контрольно-кассовые машины, не работающие в новом масштабе цен.
На момент регистрации (перерегистрации) ККМ должны быть оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр 1998 г.» и «Сервисное обслуживание 1998».
Ответственность за своевременный и правильный перевод контрольно-кассовых машин на режим работы в новом масштабе цен возлагается на пользователей ККМ, центры технического обслуживания и генеральных поставщиков.
Приказом ГТК РФ № 722 от 10.12.97 внесены изменения в приказ ГТК РФ № 513 от 22.08.97 «О перевозках по книжке МДП некоторых категорий товаров».
Согласно изменениям, временно (до принятия мер, обеспечивающих функционирование гарантийной системы Конвенции МДП) с 1 апреля 1998 г. не допускается перевозка товаров, указанных в приложении к приказу ГТК РФ № 722 от 22.08.97 (Вычислительные машины и их блоки... — код по ТР ВЭД СНГ: 8471; Части и принадлежности... — код по ТР ВЭД СНГ: 8473; Носители готовые, незаписанные... — код по ТР ВЭД СНГ: 8523; Аппаратура приемная для радиотелефонной, радиотелеграфной связи... — код по ТР ВЭД СНГ: 8527), по процедуре МДП на территории Российской Федерации. В отношении этих товаров должен применяться порядок, установленный приказом ГТК РФ № 304 от 20.05.96 «О доставке товаров под таможенным контролем» и совместными нормативными документами таможенных служб государств — участников СНГ и Таможенного союза. В предыдущей редакции указанная мера вводилась с 1 января 1998 г.
Указанием ЦБ РФ № 51-У от 03.12.97 в связи с введением в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке РФ и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, устанавливаются новые форматы некоторых расчетных документов: платежного требования, платежного требования — поручения, заявления на аккредитив. Указание содержит описание форматов и правила заполнения документов.
Телетайпограммой ГТК РФ № Т-22494 от 10.12.97 доводится до сведения, что в связи с введением новых правил счетов бухгалтерского учета изменяется нумерация валютных счетов экспортеров и импортеров. При таможенном оформлении допускается принятие ПС/ПСИ, оформленных до 1 января 1998 г. с указанием в них старых номеров валютных счетов. Корректировка номеров валютных счетов в паспортах сделки будет производиться по мере подписания изменений и дополнений к соответствующим договорам (затрагивающих сведения, указанные в ПС/ПСИ) при оформлении дополнительных листов к ПС (переоформление ПСИ).
Указанием ЦБ РФ № 48-У от 02.12.97 доведены правила осуществления операций с использованием российских и международных банковских карт в торговых и сервисных предприятиях, обменных пунктах, кассах кредитных организаций и банкоматах при изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.
Согласно указанию, с 00 ч 00 мин 1 января 1998 г. по местному времени все документы на бумажном носителе (слипы, чеки электронных терминалов) при проведении операций с использованием банковских карт, а также документы в электронном виде, отправленные кредитными организациями-эквайрерами и процессинговыми центрами на обработку для осуществления расчетов, должны быть оформлены с указанием сумм в рублях с измененной нарицательной стоимостью.
При этом организации, осуществляющие операции по выдаче наличных рублей через банкоматы, начиная с 00 ч 00 мин 1 января 1998 г. по местному времени, должны оформлять все документы с указанием суммы полученных рублей, подтверждающих получение средств держателем карты, только в рублях с измененной нарицательной стоимостью, вне зависимости от того, какими купюрами загружены кассеты банкоматов.
После 00 ч 00 мин по местному времени 1 января 1998 г. кредитные организации, осуществляющие безналичные операции через электронные терминалы и операции по выдаче наличных рублей через банкоматы, должны произвести перенастройку их программного обеспечения, которая позволит осуществлять запрос по сумме проводимой операции только в суммах с измененной нарицательной стоимостью и вести учет этих сумм в электронных журналах.
Ответственность за неправильное проведение операций по счетам держателей карт возлагается как на кредитную организацию-эмитента, так и эквайрера по обслуживанию банковских карт.
Письмом ГТК РФ № 01-15/23821 от 09.12.97 разъяснено применение указания ГТК РФ № 01-14/1310 от 28.11.96 «О таможенном оформлении товаров».
При ввозе из Республики Беларусь
- товаров, происходящих с территории Республики Беларусь;
- происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены на территории Беларуси в федеральный бюджет Российской Федерации;
- происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь
При вывозе товаров с территории РФ в Республику Беларусь отметки (записи, штампы) на товаросопроводительных документах не проставляются.
Предоставлено НПК «Клевер»