Форум «Интеллектуальное предприятие», организованный компанией Cognitive Technologies, позволил (по словам исполнительного директора компании Ольги Усковой) «вместить три вида подачи информации в один день». В залах здания Президиума РАН представители крупнейших западных и российских компаний делали доклады, в фойе была развернута выставка, на заседаниях трех «круглых столов» делились не всегда совпадающими мнениями. В форуме приняли участие IBM, Dell, Oracle, Lotus, Hewlett-Packard, Epson, Kodak, Oki, а также российские компании и государственные учреждения: LVS/

PricteWaterhouse, «Парус», «Весть», МГУ, «ПроMT», ИСА РАН, «Анкей», «Оптима» и ряд других. По данным устроителей форума, было зарегистрировано 627 участников из 400 организаций.

Темы докладов были разделены на три направления: общепознавательные, специальные, технологические.

Надо сказать, что встречи специалистов и пользователей, связанных с автоматизацией управления, организуемые некоторыми российскими компаниями, уже стали традиционными (как и представляемые на них доклады).

Тем не менее страсти на подобных встречах все же разгораются, чему способствуют очень неплохо проработанные и организованные «круглые столы», а также многочисленные «кулуарные беседы».

Они вряд ли повлияют на стратегию «железных» гигантов, но во многом будут способствовать повышению профессионализма и формированию независимой прослойки отечественных менеджеров.

Три «круглых стола», на которые были приглашены представители таких крупных государственных и коммерческих структур, как Центральный банк РФ, аппарат Президента, мэрия Москвы, пенсионные фонды РФ, Москвы и Газпрома, Газпромбанк, СБС и другие, заставили усомниться во многих истинах. На первом был поставлен довольно неожиданный вопрос: «Нужны ли системные интеграторы крупным заказчикам?», основной темой второго было «Интеллектуальное предприятие’97», на третьем — «Разработчики прикладного ПО» — сошлись хорошо знакомые люди, которые попытались проследить общие тенденции.

Вопрос о необходимости системных интеграторов был задан скорее «для затравки», но представители крупных структур ему очень обрадовались и поспешили заявить, что настоящего-то интегратора пока нет, а если и был бы, то он им совсем не нужен. По словам представителя СБС Виктора Цыганкова, круг разработчиков ПО, необходимого крупному предприятию, резко ограничен и число разработчиков не растет, поэтому специалисты банка изучают технологии и создают необходимые системы сами. Алексей Королев (Газпромбанк) заметил, что полностью ни один из отечественных системных интеграторов их требованиям не соответствует, а воспользоваться услугами нескольких фирм они не смогли, так как «идеологии» у всех разные. И вообще, по его мнению, к чему растолковывать такой куче народу, да еще из разных компаний, задачи твоего банка, когда «мои программисты и так все знают». Однако если учесть, что в отделах информатизации некоторых банков работает по 600—700 человек, то можно усомниться в экономической целесообразности отказа от услуг отечественных интеграционных компаний. При этом последние пытались восстановить справедливость, утверждая, что одно дело системная интеграция, а другое — поставка решений. Представитель ЦБ РФ Валерий Сокулер окончательно всех уверил, что для большой структуры невозможно предложить универсального решения, а «нужно разбить общую задачу на подзадачи и раздать их отдельным интеграторам».

«Круглый стол» «Интеллектуальное предприятие» выявил еще одну «сермяжную» правду. В выступлении представителя аппарата Президента Константина Жигунова она прозвучала так: «Практически только высшее руководство решает, когда нужно начинать автоматизацию. Чем выше статус «автоматизатора», тем она более успешна.» А заместитель директора компании «Интертраст» Сергей Моисеев предположил, что лучше всего дело пойдет, только когда начальник отдела автоматизации станет вице-президентом.

По поводу тендеров мнение было единодушным: честные тендеры никому не нужны, так как при этом страдает технологическое решение. Дело в том, что, задумываясь об автоматизации производства, клиент начинает присматриваться к компаниям-интеграторам, налаживает связи и обычно заранее решает, c кем будет работать. Однако по правилам необходимо проводить тендер. И если случайно победит не та фирма, будут неприятности, придется снимать начальника отдела автоматизации и т. д. Поэтому лучше проводить нечестный тендер, в котором будут участвовать: фирма-друг, дочерняя фирма фирмы-друга, лучшие друзья фирмы-друга и т. д.

Разработчики прикладного ПО тоже не ударили в грязь лицом. Поговорив об уменьшении числа российских производителей ПО, влиянии Интернета на маркетинг, а также поразмышляв, чем обусловлены вложения в программистский бизнес в России, пришли к ряду выводов. Один из них: торговать по Интернету в России неудобно — покупатель обязательно должен подержать товар (коробку или диск) в руках (Борис Нуралиев). А также: в России уже прошла пора гениальных компаний, творящих нетленное ПО, требуется мощный бизнес-план, всесторонний анализ рынка и т. д. То бишь — «раньше был главным Буратино, а нынче — Карабас-Барабас» (Михаил Донской).

Но дело даже не в выводах, а в том, что множество специалистов, несмотря на разные точки зрения, нашли общий язык. В чем, безусловно, и заслуга Cognitive Technologies, подготовившей это мероприятие.