Не вызывает больших сомнений то, что «кризис 2000 г.» нанесет урон большей части установленной базы компьютеров.
В ближайшие годы, когда заказчики начнут переориентировать затраты с закупок техники на корректировку программ, реселлерам следует делать акцент на услуги.
Но если изготовители нанимают новых и вышедших на пенсию программистов на КОБОЛе для исправления соответствующих строк в программах и продают новую технику и ПО, способные решить «проблему 2000 г.», то аналитики начинают задаваться вопросом о влиянии этой проблемы на продажи аппаратных средств.
Компания Technology Business Research (TBR) на основе анализа имеющихся данных о расходах на ИТ, связанных с преодолением «кризиса 2000 г.», предсказывает, что к 1999 г. поставщики ПК столкнутся со значительным уменьшением их продаж. Приняв среднюю цену ПК равной 1800 долл., TBR оценивает общие потери поставщиков в 3,6 млрд. долл. в 1997 г., в 11,8 млрд. долл. в текущем году и в 25,3 млрд. долл. в 1999 г., причем деньги будут отвлечены от закупок аппаратуры и направлены на корректировку ПО.
«Сейчас проблема распространяется и на настольные ПК, — сказал Дэвид Мак, президент TBR. — Я чувствую..., что эта тенденция в следующие полгода-год усилится».
Аналитики считают, что реселлеры могут пережить этот связанный с 2000 г. спад, помогая предприятиям модернизировать их программное и аппаратное обеспечение, а также предлагая финансовые схемы, рассчитанные на несколько лет и охватывающие установку, первоначальное конфигурирование, мониторинг состояния машинного парка, службу помощи первого уровня и замену аппаратного обеспечения по истечении срока службы.
«Лизинг — важнейшая ниша для реселлеров», — заметил Брюс Стюарт, вице-президент и директор по исследованиям фирмы Gartner Group. Контракты на обслуживание обеспечивают ежемесячное поступление денежных средств, а сделки по лизингу вместе с обслуживанием могут увеличить доходы реселлеров на 24—29%», — добавил он.
«Мой совет реселлерам: двигайтесь побыстрее», — заявил Стюарт.
Аналитики полагают, что все определяется решениями компаний о распределении расходов.
«В среднем фирмы переориентировали 18% своих специалистов по ИТ на исправление фрагментов программ, обеспечивающих их работоспособность после 2000 г.», — отметил Эд Йордон, председатель правления компании Cutter Consortium, занимающейся консалтингом в области ИТ-технологий.
«По мере приближения указанного срока эта доля будет увеличиваться», — говорит он. Это оставляет меньше свободных средств на не столь необходимую модернизацию настольных или блокнотных ПК. Однако продажи ПК для замены устаревших систем, в основном — больших компьютеров, будут продолжаться.
Стюарт сказал, что, по данным Gartner Group, на рубеже тысячелетия в связи с «проблемой 2000 г.» в отрасли будет наблюдаться спад.
Перспективы, тем не менее, не совсем безрадостны. Стюарт заметил, что, по оценкам Gartner Group, заинтересованность компаний в «управляемых клиентах» стимулирует интерес и поворот к сетевым компьютерам и NetPC-технологиям, которые позволяют управлять программами и ресурсами с центрального сервера.
Проблема затрагивает не только предприятия. Салли Катцен, руководитель программы подготовки к 2000 г. в администрации президента Клинтона, заявляет, что некоторые правительственные агентства еще не закончили планирование расходов на решение этой проблемы и, возможно, будут вынуждены направить весь свой бюджет по ИТ на исправление «ошибки тысячелетия».
Уменьшение доходов
Снижение сбыта Пк из-за перераспределения затрат на ИТ в пользу решения "проблемы 2000 г."1997 | 1998 | 1999 | |
---|---|---|---|
Поставки ПК, млн. шт. | 67.5 | 82 | 93.6 |
Потерянный сбыт, млн. шт. | 2 | 6.6 | 14 |