Дочерняя компания Borland International — InterBase Software Corporation — продемонстрировала 9 декабря последнюю версию своего программного продукта — СУБД IBDataBase (более известной как InterBase), для чего в Москву приехал президент InterBase Джим Вейл. Его приезд — продолжение серии визитов руководителей Borland в Россию. По мнению сотрудников московского представительства компании, это свидетельствует об особом внимании, с которым Borland относится к российскому рынку.

В 1991 г. Российский институт искусственного интеллекта (РосНИИ ИИ) зарегистрировал название InterBASE как торговую марку своей естественно-языковой оболочки для доступа к базам данных. В 1993 г. в США фирмой Borland International был зарегистрирован товарный знак Borland InterBase, причем марка InterBase принадлежала фирме, ранее приобретенной Borland International. «Выяснение отношений» между владельцами этих торговых марок — в различных формах, вплоть до подачи РосНИИ ИИ в конце 1996 г. иска в арбитражный суд Москвы к Borland International и ряду ее партнеров в России — продолжается уже более пяти лет. В течение более чем года суд так и не смог вынести никакого решения. Изменение американской фирмой названия СУБД InterBase при продаже ее в России, вероятно, положит конец этому спору.

InterBase создана в феврале 1997 г. в соответствии с решением руководства Borland о преобразовании департамента разработки СУБД в отдельную компанию (в России ее интересы представляет московский офис Borland). Это сразу сказалось на доходах: г-н Вейл утверждает, что после создания InterBase они выросли в два раза. В 1997 г. компания планирует рост доходов на 40%. На российский рынок СУБД InterBase, ключевой продукт фирмы, будет поставляться под новым названием IBDataBase. По словам представителей компании, это сделано для того, чтобы избежать путаницы с торговыми марками.

Представители InterBase подразделяют рынок СУБД на четыре сектора: дешевых (напрмер, dBase и Paradox) и дорогих систем начального уровня, а также дешевых (IBDataBase и MS SQL Server) и дорогих (Oracle и Sybase) систем высшего уровня. Причем менеджер по маркетингу InterBase Майкл Тосси считает, что MS SQL Server может перейти в сектор дорогих СУБД и тогда IBDataBase останется единственной в этой нише.

Пользователей IBDataBase г-н Тосси разделил на три категории. Первая — информационные отделы компаний численностью около 50 пользователей. Вторая — VAR’ы, предлагающие своим клиентам ПО на основе IBDataBase (именно им InterBase уделяет основное внимание). К третьей категории клиентов г-н Тосси отнес фирмы, использующие базы данных при продаже своих изделий и оказании услуг.

По словам главы московского представительства Borland Кирилла Раннева, рекомендованные розничные цены для партнеров в России не отличаются от американских. Но из-за того, что российские компании платят больше налогов, реальные розничные цены будут выше. Конечная цена IBDataBase 5.0 зависит от программной платформы, количества серверов и пользователей. Так, например, для Windows NT она сложится из трех составляющих: 99 долл. за MediaKit (по существу 60-дневную версию IBDataBase 5.0), 199 долл. за лицензию на каждый сервер и стоимости пользовательских лицензий (159 долл. за каждую). Г-н Раннев подчеркнул, что для предотвращения реэкспорта ПО Borland не будет вводить специальные цены ни для России, ни для какой-либо другой страны.

Представители InterBase утверждают, что компания намерена выпускать ежегодно новую версию IBDataBase и раз в полгода — версию с небольшими усовершенствованиями. При этом г-н Вейл уверен, что такой график устроит клиентов компании. Однако российские партнеры InterBase, присутствовавшие на презентации, усомнились в необходимости столь частого обновления ПО.