Для компании «КонсультантПлюс», посвятившей свою деятельность созданию и распространению справочных правовых систем данных, понятие РИЦ - Региональный информационный центр - весьма примечательное. Собственно РИЦ и ведет продажи, работает с клиентами, но как ни пытайся загнать его в стандартную схему и назвать одним из привычных имен - «производитель», «дистрибьютор», «дилер» - не очень-то это удастся. Компания «КонсультантПлюс» создала собственную схему продаж, в которой РИЦы продают базы данных московского партнера, обеспечивают техническое обслуживание, обновление и все виды поддержки. При этом основной доход партнеры получают не от продаж, а от абонентской платы клиентов в период обслуживания.

Генеральный директор «КонсультантПлюс» Дмитрий Новиков подчеркивает: «У нас построена постиндустриальная сбытовая машина. Прямых продаж мы не ведем и, каким бы ни был клиент, мы никогда не обойдем ради него своих партнеров. В то же время мы не работаем и по классической схеме, потому что для нас очень важны сопровождение и сервис. РИЦы это, в какой-то мере, дистрибьюторы, плюс очень сильная сервисная поддержка».

На VI партнерском семинаре «КонсультантПлюс» собрались более 250 руководителей фирм-партнеров из самых разных регионов - от стран Балтии до Магадана. Как ни странно, августовский кризис не сильно задел российские фирмы, поставляющие правовое ПО, и даже повысил спрос на этот товар, так как люди теперь особенно опасаются финансовых потерь и предпочитают следить за изменениями законодательства. Представители московской компании и региональные партнеры подвели итоги еще одного года сотрудничества, поделились своими планами, взглядами и наблюдениями.

У Дмитрия Новикова создалось впечатление, что основные потери во время кризиса понесла Москва, и хотя сейчас в России стали жить беднее, наметилось оживление в некоторых секторах промышленности, и не уловить момент, когда Россия ожила, не выйти на этот новый рынок было бы просто недальновидно.

Александр Климин, директор санкт-петербургской компании «Кадис», партнера «КонсультантПлюс» с шестилетним стажем (РИЦ под номером 33), рассказал: «В нашей фирме сейчас почти 40 сотрудников. На первом этапе это были, в основном, «технари», но по мере развития спектра услуг появились юристы и экономисты. Больше всего мы зарабатываем на абонентском обслуживании, еженедельно выезжаем к клиентам для обновления баз данных - дискет, CD, модемного обновления. При средней для Петербурга зарплате 1000 -1500 руб., наши сотрудники получают от 2500 до 3000 руб. в месяц».

Представитель РИЦ-135 из Красноярска Ольга Тюркина не согласна с тем, что наибольшие потери в ходе кризиса понесла Москва, а бизнес в регионах активизировался: « В штате у нас юристов нет, и мы обеспечивали только техническую поддержку, однако экономист фирмы организовал что-то вроде горячей линии для консультаций по экономическим вопросам. Заметно некоторое замешательство, деловая жизнь затихла, многие не уверены, что их фирмы выживут. Все ждут, что же будет завтра. В прошлом году были всплески продаж, особенно по версиям, на которые предоставлялись скидки. В этом году продажи не растут, но имеющиеся пользователи аккуратно платят за обслуживание».