«Ничто не вечно, даже перемены!» - так, или почти так любили повторять англичане в прошлом веке. А за ними и все остальные. Счастливые! Не было у них ни компьютеров, ни компьютерного рынка. Иначе они выдумали бы совсем другие пословицы.
Меняется все. Что-то исчезает необратимо, что-то уходит и возвращается с неизбежностью смены времен года. Возьмем, к примеру, такую штуку, как локальная сборка. Ведь восемь-девять лет назад именно с нее начался взрывной рост компьютерного рынка в России, даже еще в СССР. Первые персональные компьютеры, которые начали поступать на наш рынок в массовых масштабах, были собраны именно «локально» - на Тайване и в Гонконге. Затем знамя сомнительной славы перехватили у них наши любители «коротких денег», которые буквально затопили страну своими поделками из гонконг-сингапурской некондиции. Фирмы сбрасывали на рынок партии из нескольких сотен, реже тысяч машин, и бесследно исчезали, а их создатели то ли переключались на другой бизнес, то ли пополняли ряды пресловутых «новых русских» (теперь уже это неинтересно). Впрочем, в других странах происходили очень похожие процессы - там тоже во множестве продавались no name-компьютеры, хотя, как рассказывают, там их качество было чуть повыше.
И вот наступило отрезвление. И в России, и в других странах, к радости акционеров компаний - грандов компьютерной индустрии, все больше пользователей стали обращать внимание на компьютеры категории brand name. До общественного сознания дошло, что «brand-наценка» берется не только за «имя», но и за качество, что в этом случае действительно гарантируется работоспособность техники, а не бесплатный ремонт «в случае чего».
Как было бы здорово поставить на этом месте окончательную точку и употребить эту заметку в качестве... э-э-э... пресс-релиза. Но не тут-то было! Неожиданно для многих маятник качнулся обратно.
И непосредственные наблюдения, и результаты маркетинговых обследований специализированных фирм, и внутренние данные представительств крупных западных компаний говорили в один голос: долю российского компьютерного рынка, приходящуюся на местных производителей, иначе как львиной назвать нельзя. Поначалу многие поддались соблазну списать все на «российскую специфику». Мол, недальновидная таможенная политика государства, неумение западных компаний работать с клиентами с периферии, недостаточные финансовые возможности покупателей и пр. Но вот, уже совсем недавно оказалось, что и в других странах, где никакой такой специфики нет, доля компьютеров brand name в общей продаваемой массе неуклонно снижается.
Это уже серьезный сигнал. Попытаемся разобраться, что же это означает? А не в том ли дело, что компьютерный рынок начал понемногу утрачивать свою «специфику»? Не российский компьютерный рынок, а компьютерный рынок вообще, в целом. Вдумаемся, что до сих пор отличало рынок компьютеров от рынка, скажем, кондиционеров? Раз появившись, персональные компьютеры стремительно вытеснили большие и средние ЭВМ отовсюду, откуда было возможно. Компьютер для большой организации, для малого офиса, для домашнего использования - это все тот же самый ПК, различия отнюдь не принципиальны. Сказав же «кондиционер», придется еще уточнять, какой именно: большой централизованный агрегат, предназначенный для комфортного или даже технологического (на текстильной фабрике либо в типографии, ибо бумага и пряжа очень чувствительны к влажности, наличию в воздухе примесей и т. д.) обеспечения надлежащих характеристик воздуха, или маленький «бытовой» аппарат, устанавливаемый в жилом помещении. То же самое относится и к стиральным машинам - то ли она для прачечной, то ли бытовая, - холодильникам и т. д. И если приборы для «индустриального» применения изготавливают одни фирмы, то лишь в редких случаях эти же фирмы выпускают их «бытовые» аналоги. Различается буквально все: бытовые устройства продаются в розницу, «индустриальные» практически всегда перепродают, монтируют и обслуживают своего рода «системные интеграторы». И в сфере бытовых приборов (в отличие от индустриальных) есть место как гигантам, так и небольшим компаниям. Спрос на бытовую технику колеблется по самым разнообразным причинам, среди которых отнюдь не последнюю роль играет самая обыкновенная мода. На стороне малых фирм их вполне естественная мобильность. В пользу же крупных компаний - научно-техническая мощь и репутация. Не побеждает никто - малые производители играют роль рыбок-лоцманов, торящих дорогу «китам». В связи с этим вспомним, кстати, что уже совсем не редкость, когда ПК на базе новейших процессоров первыми выпускают на российский рынок не Compaq и IBM, но «Белый Ветер - ДВМ» и R.&K.
Однако процесс перехвата доли рынка со стороны небольших местных компаний - отнюдь не единственная тенденция. Наряду с ним происходит и другой процесс: уже началось и набирает темпы расслоение компьютеров на «бытовые» и «индустриальные». Если пять-семь лет назад еще как-то (не без труда) удавалось убедить потенциального покупателя, что на сервере полезно иметь дисплей с цветным экраном (на который смотрят никак не более нескольких десятков минут в день...), то уж доказать корпоративному заказчику, что рабочая станция непременно должна быть оснащена стереосистемой класса Hi-Fi, вряд ли удастся. А для домашнего компьютера это уже почти обязательный атрибут. Это же касается и видеоподсистемы.
Разумеется, один и тот же системный блок, в который устанавливается то ли плата Ethernet, то ли модем и усовершенствованный видеоадаптер - это очень удобно... для производителей. А для всех остальных? Ведь теперь уже организаций, которые просто закупали бы «вычислительной техники на К миллионов», наряду с другими предметами офисной роскоши, практически не осталось. Особенно после кризиса. Теперь вычислительный комплекс заказывается «под ключ». А интеграторами движут, во-первых, естественные конкурентные соображения, во-вторых, для них естественно стремление зарабатывать не столько на перепродаже, сколько на своих услугах. Так что если представится
выбор, интеграторы несомненно предпочтут компьютеры и прочее, специально изготовленное для использования в больших организациях. Те, кто продает компьютеры в розницу, тоже предпочтут нечто целостное, изготовленное специально для «домашнего» использования. Ведь ни им самим ни тем более их клиентам совсем не хочется разбираться с проблемами совместимости, подбора конфигурации и т.д. Стало быть, и в этом секторе все шансы на победу имеют изготовители «специализированных» систем.
Понятие brand name с неизбежностью должно сместиться. Во всем мире, да и у нас, системы кондиционирования проектируют и устанавливают специализированные и известные фирмы. А уж у кого и какие они закупают комплектующие, заказчика не интересует и не волнует. В компьютерной отрасли просто обязаны появиться такие «brand name-интеграторы». Они, собственно, уже есть, и их имена всем хорошо известны - это IBM, Siemens Nixdorf, Hewlett-Packard... До недавнего времени в этом же ряду стояло бы еще и имя DEC. Все эти фирмы поставляли системы для крупных организаций типа банков и заводов, комплектуя их, по возможности, своими компьютерами. Увы, уж больно неповоротливы гиганты. Они, как все помнят, запоздали на рынок персональных компьютеров, наверняка окажутся не в первых рядах и здесь. Так что вполне следует ожидать появления новых имен.
И последний вопрос, на который ответа заведомо не будет, - когда? Дело в том, что на развитие рынка влияют и многочисленные субъективные факторы. Скажем, корпорации Intel совсем невыгодно диверсифицировать свои микропроцессоры. Говорят, что более половины книг в библиотеках мира никто никогда не раскрывал. Интересно было бы подсчитать, в какой доле процессоров Pentium к тригонометрическим функциям «по делу» (не при тестировании) не обращались ни разу... Да и Microsoft полагает, что и дома, и в офисе, и в кармане у человека должна быть одна и та же операционная система...
Поэтому прогноз будет консервативным - процесс преобразования компьютерного рынка «к общему знаменателю» займет не менее трех - пяти лет. Но учитывать эту перспективу следует уже сейчас.