Компания ATI известна не только как один из технологических лидеров в области разработки видеоподсистем, но и как крупнейший производитель видеоплат для персональных компьютеров. Об активности фирмы можно судить хотя бы по ее доле рынка в секторе 3D-ускорителей, которая в нынешнем году достигла 40%.
Кира Зайцева, менеджер ATI по продажам в странах Восточной Европы, рассказала о перспективах работы компании в России в беседе с первым заместителем главного редактора CRN/ RE Ильей Липкиным.
И.Л.: Планирует ли ATI после CeBIT принять участие в Comtek’99, и как Вы оцениваете полезность этого мероприятия?
К.З.: Я не думаю, что выставка даст большой эффект, мне кажется, что ее устроители немного опоздали с объявлением о снижении цен. Я считаю, что участие российских и западных компаний в Comtek 2000 г. было бы результативнее, если бы в этом году экспозиция прошла в обстановке, более соответствующей кризису, я имею в виду цены и политику организаторов. Наше участие в Comtek покажет всем, что мы не собираемся уходить с российского рынка. Кроме того, это возможность выдать максимум информации конечным пользователям о компании и о продуктах.
И.Л.: Значит, несмотря на предполагаемую низкую эффективность Comtek, вы считаете, что присутствие там необходимо?
К.З.: До CeBIT из России добираются, в основном, производители и крупные дистрибьюторы. А для контактов с конечными потребителями желательно присутствие компании на местном рынке.
И.Л.: Рассчитываете ли Вы на некоторую активизацию продаж на российском рынке в ближайшее время?
К.З.: Мы считаем, что пока в России не следует ждать большого прироста оборотов. Для ATI это не критично, поскольку в прошлом году общеевропейский прирост составил 149%, а в I квартале этого года прирост оборота в мире - 95%. Я думаю, мы можем позволить себе работать на российском рынке даже в кризисной ситуации.
И.Л.: Предполагаются ли какие-то специальные программы для России?
К.З.: У ATI нет жесткой всемирной политики. Разумеется, существуют общие правила, по которым играет компания, но для каждой страны мы разрабатываем индивидуальную стратегию. Если жизнь потребует, мы готовы придумать специальные программы и для России. Говорить о конкретных планах пока рано, кризис еще продолжается. Но если потребуется какая-нибудь поддержка, создание гибкой системы, я думаю, мы с удовольствием пойдем навстречу и производителям, и дистрибьюторам.
И.Л.: Что с вашей точки зрения может заставить компанию уйти с российского рынка?
К.З.: Совсем уйти с российского рынка нас может заставить только нестабильная ситуация в стране. Я имею в виду ситуацию не столько экономическую, сколько политическую. Мне бы не хотелось отвечать более конкретно. Пока мы с такой проблемой вплотную не столкнулись, бизнес продолжается, хотя, конечно же, я не могу сказать, что темпы его роста такие же, как раньше. Сейчас зарубежные компании в России занимают выжидательную позицию.
И.Л.: То есть рост все-таки есть?
К.З.: Кризис серьезно повлиял на наш бизнес, правда, с конца осени мы начали постепенно оживать. И потом, надо всегда помнить, что в некоторых странах Восточной Европы нам принадлежит до 80% рынка, значит у России еще все впереди. В стране с населением в 150 миллионов должен быть огромный потенциальный рынок, а интерес к компьютерному бизнесу и уровень образования в России говорят о том, что потенциал действительно велик.
И.Л.: Если ситуация стабилизируется, намерена ли ATI увеличить число партнеров в России?
К.З.: Нет. У ATI существует строгое правило: в регионе должно быть небольшое количество партнеров и несколько прямых ОЕМ.
И.Л.: Не связано ли это с опасениями возможной конкуренции среди партнеров?
К.З.: И это тоже. Но, главное - общая политика компании. У нас не бывает большого числа дистрибьюторов. Их количество зависит от размеров рынка.
И.Л.: Как вы оцениваете результативность участия ATI в CeBIT?
К.З.: Если сравнивать три последние выставки, то, очевидно, что интерес к компании растет. Много упоминаний в прессе, масса клиентов из разных экзотических стран, очень много фирм, которые заинтересованы в сотрудничестве с ATI. Мы считаем, что наши дела идут хорошо, и надеюсь, что так будет и в дальнейшем. Это вполне закономерно, это показывают наши финансовые отчеты, биржевые котировки, об этом свидетельствует и наша доля рынка.
И.Л.: Что бы вы хотели пожелать российским коллегам?.
К.З.: Я искренне хотела бы, что бы ситуация на российском рынке наладилась. Чтобы каждый следующий день перестал быть загадкой. Чтобы ситуация стала предсказуемой, хотя бы на некоторый период времени. И тогда, я надеюсь, позиции компьютерных компаний на российском рынке станут прочнее, а их действия - проще. И вообще, к российскому рынку будут относиться настолько серьезно, насколько он этого заслуживает.