По материалам выступления Майкла Зара, генерального директора Nokia Display Products по Северной Европе, на семинаре «Lanck&Nokia Белые ночи» 29 июня. Использованы данные компаний Dataquest, IDC, Stanford Resources.

По данным ряда ведущих компаний, занимающихся исследованием рынка, в период 1999-2004 гг. общее количество продаваемых мониторов (на базе ЭЛТ и ЖК-панелей) будет ежегодно расти примерно на 10%.

При этом в отдельных сегментах рынка ситуация существенно различается.

Среднегодовой прирост продаж ЖК-дисплеев должен составить 80,6% по количеству устройств и 52,2% в денежном выражении. В то же время продажи мониторов с ЭЛТ в этот период будут увеличиваться ежегодно в среднем лишь на 7,7% по объему поставок и на 2,1% в стоимостном выражении.

Однако поставки ЭЛТ-мониторов с 19-дюйм экраном будут ежегодно расти на 29,7% (по стоимости). В текущем году количество проданных мониторов с ЭЛТ увеличится менее чем на 10%, в то время как поставки ЖК-дисплеев более, чем на 200%. Большинство экспертов считают, что в 2004 г. объем продаж ЖК-дисплеев сравняется с объемом продаж мониторов с ЭЛТ или даже превысит его.

Однако, как заявил, отвечая на вопрос CRN/RE, Майкл Зар из Nokia Display Products, его компания достигнет этого паритета еще раньше — в 2002 или 2003 г., поскольку уже в текущем году. доля ЖК-дисплеев в ее структуре продаж составит 20—30%.

Правда, в последнее время тенденция к переходу на ЖК-дисплеи несколько замедлилась, что связано в основном с производственными трудностями фирм—изготовителей ЖК-панелей. Как известно, с увеличением размера этих панелей процент выхода годных резко снижается. Так, по некоторым данным, если выход годных 15-дюйм панелей достигает 75%, то выход годных 18-дюйм панелей составляет всего 20-30%. Отсюда дороговизна ЖК-дисплеев с большим экраном, ограничивающая их сбыт.

По оценкам экспертов, дефицит ЖК-дисплеев сохранится в течение ближайших двух лет.

Замедление роста рынка мониторов с ЭЛТ приведет к усилению конкуренции среди поставщиков. Если сегодня на мировой рынок такие мониторы поставляют около 50 компаний, то в ближайшие годы, как ожидается, их число сократится, прежде всего за счет объединения небольших фирм. Изменения, происходящие в сфере сбыта, в частности переход ряда поставщиков к прямым продажам, в том числе через Интернет, могут привести и к изменениям в их политике по отношению к каналам сбыта.