В середине июня компания «1С» провела очередной партнерский семинар в Тунисе. Подобные мероприятия уже никого не удивляют. Удивительно другое — регулярность, с которой «1С» организует партнерские семинары, — раз в квартал (причем летние семинары вот уже несколько лет подряд проводятся в теплых странах). Исключением не стал и нынешний год. Когда многие компьютерные компании отказались от совместных с партнерами поездок за рубеж, команда «желтомаечников» в количестве 350 человек покинула Россию примерно на неделю. О причинах и целесообразности проведения подобных «выездных» мероприятий с исполнительным директором компании «1С» Борисом Нуралиевым беседовала руководитель Службы информации CRN/RE Светлана Белова.
CRN/RE: Постоянство, с которым компания «1С» проводит партнерские семинары, вызывает восхищение. Так ли это необходимо?
Б.Н.: Партнерские семинары задают жизненный ритм фирме. Можно сказать, что мы живем от семинара к семинару. К ним выпускаются новые версии программных продуктов, совершенствуются торговые схемы, формы работы с партнерами. Месяц перед семинаром можно сравнить с концом квартала на заводе во времена плановой экономики: 33 рабочих дня, непарламентские дискуссии, перегрузки. Но люди знают, что это надо сделать к определенному сроку. Такие дисциплинирующие мероприятия просто необходимы.
CRN/RE: «1С» — одна из немногих компаний, выехавших за рубеж для проведения летнего семинара. Как вам это удается в достаточно сложное время?
Б.Н.: Конечно, выезжать сейчас стало более накладно. Но, во-первых, уже сложилась некая традиция проведения летних семинаров, которую не хотелось бы нарушать. С другой стороны, наши партнеры оплачивают примерно половину затрат (стоит отметить, что дела у многих идут неплохо). Руководители небольших компаний (на летние семинары в основном приезжают именно они), как правило, вообще не уходят в отпуска. Подобные мероприятия для них единственная возможность отдохнуть. График работы, в отличие от российских семинаров менее напряженный: половина времени отводится на обучение, работу в секциях и дискуссии, а оставшееся на отдых.
В России пока невозможно найти равноценную замену зарубежным курортам, а планку понижать очень не хочется.
CRN/RE: Что вы ожидаете от этого семинара и что, по вашему мнению, ожидают ваши партнеры?
Б.Н.: Для нас самое главное на любом семинаре — это общение с партнерами. Мы должны рассказать им о возможных проблемах, о нашей стратегии, о планах на будущее. Партнеры получают новые знания, не только слушая выступления сотрудников «1С», но и общаясь в кулуарах. Здесь собираются профессионалы, с которыми можно обсудить наболевшие проблемы, решить накопившиеся вопросы. Ведь у себя им чаще всего приходится общаться только с покупателями и собственными подчиненными. Мне кажется, что сообщество «1С:Франчайзи» держится только благодаря этим семинарам.
CRN/RE: Изменились ли отношения между компанией «1С» и вашими партнерами после кризиса?
Б.Н.: За все время работы на рынке мы ни разу не ухудшили условия ни одного договора. В каждом случае мы стараемся просчитывать не только свой интерес, но и то, что выгодно нашему партнеру. Ведь мы заинтересованы в том, чтобы их бизнес процветал.
CRN/RE: Кто занимается разработкой стратегических направлений для ваших партнеров?
Б.Н.: Чаще всего я сам оцениваю ситуацию на рынке. Собрать статистику, посмотреть цифры — дело недолгое. Гораздо важнее принять правильное решение. К нам стекается информация от всех наших партнеров, а у отдельных небольших компаний ее не хватает. Они не видят всего рынка. Поэтому иногда то, что мы считаем правильным, приходится «продавливать» авторитарными методами. Подобная ситуация была при зарождении франчайзингового движения. Многие считали, что внедрение — это лишнее, так как «коробки» и так хорошо продаются. Но я видел, что раньше они продавали, например, 5 коробок в месяц и кормили собственные компании, а теперь — 12, а денег все равно не хватает. Поэтому в 1996 г. мы создали новую «кормушку» для наших партнеров — систему «франчайзинга». К началу года было всего 80 договоров. К тому времени, когда был выпущен новый продукт «1С:Торговля», который нуждался в настройке со стороны партнеров, был проведен первый зарубежный семинар. К концу 1996 г. у нас уже было 500 франчайзи (сегодня франчайзинговая сеть «1С» насчитывает около 1150 фирм. — С.Б.).
CRN/RE: На этом семинаре очень много внимания уделялось проблеме «качества внедрения». Означает ли это, что партнеры стали хуже обслуживать клиентов?
Б.Н.: Пристальное внимание к проблеме качества не означает, что внедрять программы стали хуже. Поток жалоб на партнеров не вырос, никто не отказывается от работы с нашей системой. Просто сейчас этого уже становится недостаточно. Конкуренты постоянно совершенствуются, поэтому должны вырасти требования к самим себе. Нам хотелось донести до руководителей компаний, что надо совершенствовать не само «качество», а систему его контроля.