Все-таки два года работы на российском рынке, да с учетом прошлогоднего кризиса — срок немалый, что дает повод подвести некоторые итоги. Этому и был посвящен семинар «Lanck&Nokia Белые ночи», состоявшийся 29—30 июня в Репино под Санкт-Петербургом (между прочим, бывшая «финская Ривьера»).

В апреле 1997 г., после довольно длительного периода «ухаживания», холдинг Lanck стал первым в нашей стране дистрибьютором мониторов Nokia. Не исключено, что неспешность оформления отношений способствовала их прочности. В конце 1997 г. появились еще два дистрибьютора — «Пирит» и CompuLink. Но Lanck продолжает оставаться самым крупным дистрибьютором Nokia Display Products (NDP) в России, его доля составляет около 60%.

Говоря о достигнутых «за отчетный период» результатах, представители NDP, по традиции, ограничились относительными цифрами. Как заявил региональный менеджер по продажам Кари Хирвонен, рост продаж в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом составил 100%, в текущем году ожидается прирост еще на 60%. Развитием бизнеса в России он в целом удовлетворен, тем более что после прошлогоднего кризиса удалось довольно быстро оправиться. Доля Nokia на отечественном рынке мониторов high-end, по мнению экспертов, заметно выросла. Началось кредитование партнеров.

Осенью прошлого года появился дистрибьютор Nokia также на Украине, и, несмотря на экономические трудности в этой стране и значительно более низкую, чем в России, покупательную способность населения, компания оценивает первые результаты как успешные.

Правда, г-н Хирвонен видит и некоторые проблемы. Одна из них — слишком высокая доля 15-дюйм мониторов, продукции наименее выгодной и для NDP неперспективной. Но и в этом отношении наблюдается прогресс: в последние месяцы их доля в продажах начала снижаться, например у Lanck — почти вдвое. Чему, вероятно, способствовало и мартовское снижение цен 17-дюйм мониторы Nokia.

По словам президента Lanck Владимира Просихина, для его компании мониторы Nokia остаются «островком стабильности и процветания»: в первой половине года их продажи выросли по сравнению с прошлогодними, хотя рынок мониторов high-end сократился, по некоторым оценкам, раза в два.

Семинар ознаменовал начало процесса авторизации российских дилеров, продающих мониторы Nokia. Авторизованы первые 11 дилеров Lanck, но, как говорит Кари Хирвонен, это лишь «первая волна» — она охватила компании из регионов, которые в большей степени, чем столичные дилеры, нуждаются в поддержке. Осенью авторизация продолжится. По словам директора контрактно-дилерского департамента Lanck Владимира Винокурова, мониторы Nokia продают или пробуют продавать практически все дилеры компании (их около 200), причем на долю только что авторизованных «передовиков» приходится около 40%. Наиболее активно продажи идут в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье и Западной Сибири.

Наряду с сертификатами для авторизованных дилеров представители NDP привезли в Репино еще ряд приятных новостей. Во-первых, продление с двух до трех лет гарантийного срока на мониторы Nokia (изготовленные после 1.01.1999 г.); во-вторых, установление с этого года единых (для дистрибьюторов) общеевропейских цен, что практически снимает проблему «серого» импорта (правда, и так небольшого); в-третьих, открытие в Голландии европейского центра поставок с полным ассортиментом мониторов, производимых на двух европейских заводах NDP, что позволит сократить сроки поставок.

На прошедшем в рамках семинара «круглом столе» доминировали две темы. Обе, на наш взгляд, не первостепенного значения, свидетельствующие, скорее, о том, что по главным вопросам между NDP, Lanck и дилерами есть взаимопонимание и о том, что «Закон о защите прав потребителей» в нашей стране все-таки работает.

Первая — соответствие мониторов Nokia требованиям Росстандарта. Разумеется, все необходимые сертификаты есть, все параметры «соответствуют и даже превосходят», но вот обеспечить строгое соответствие букве этих требований — например, нанести всю требуемую маркировку, да где нужно не в виде наклеек, а заводским способом — не всегда получается. Однако эти мелкие недочеты, как отмечали дилеры, например, финансовый директор саратовской фирмы «Линкросс» Владимир Плехов, оборачиваются потом недоразумениями с контрольными органами и покупателями, особенно при продаже мониторов в розницу. Известно, что вопрос этот возник не вчера, и, наверное, уже пора..., с другой стороны, хотя эти самые требования постоянно меняются, некоторые фирмы все же за ними поспевают. Г-н Хирвонен, сославшись на то, что мониторы Nokia продаются на самых требовательных рынках мира, торжественно пообещал «сделать все, чтобы соответствовать» и в России.

Вторая связана с сервисом. Претензий к качеству и надежности мониторов Nokia практически нет, так что работы у сервис-центров немного (сервисом занимаются компания CPS, а также Lanck). Как показало обсуждение, большинство присутствующих знакомы с указанным выше законом довольно слабо (кто должен забирать неисправный монитор у покупателя на дому, за чей счет, и кто за это отвечает юридически и т.д., и т.п.), хотя в спорных ситуациях умеют благополучно выходить из положения.

Структура продаж мониторов Nokia

Размер экрана (дюйм) 15”17”19” и более
Россия (в среднем за I половину 1999 г.)50%30-35%15-20%
Холдинг Lanck (в настоящее время)20%60%20%