Разговоры о тяжелом положении компаний, работающих на рынке ПО, не стихают уже больше года. Отправной точкой принято считать август 98-го. Однако еще прошлой весной одной из наиболее обсуждаемых тем было снижение объемов продаж. Для некоторых это стало неожиданностью, кто-то предвидел, да ошибся в цифрах. Грянувший за этим кризис уравнял всех.

Недостатка в сценариях передела рынка ПО не было. Но мало кто мог предположить, что по существу ничего не изменится. Никто из заметных игроков не ушел с рынка. Лидеры не стали аутсайдерами, а непризнанные таланты о себе так и не заявили.

Впрочем, некоторые изменения все же произошли. Одни укрепили свои позиции, другие отчаянно боролись за выживание. Но это характерно и для «мирного» времени. Рискну предположить, хотя это и небесспорно, что изменения были бы более драматичными, если бы рынок развивался в благоприятных экономических условиях.

Каковы же сегодня «активы» компаний? С какими результатами они вступили в очередной деловой сезон? Какие проблемы им удалось решить?

Рынок ПО многогранен и неоднороден. В этом обзоре мы коснемся деятельности фирм, работающих в области корпоративных информационных систем, офисных приложений, СУБД и средств разработки, игр и обучающих программ, дистрибуции ПО.

Один из наиболее крупных секторов рынка — бухгалтерские программы — требует отдельного исследования, его результаты будут опубликованы в одном из ближайших выпусков CRN/RE.

Не охватывает этот обзор и компанию Microsoft, которая не вписывается ни в один из этих сегментов и которой посвящена отдельная статья в этом номере (см. стр. 30).

Общие тенденции

«Средневзвешенное» мнение сотрудников практически всех компаний, работающих на рынке ПО, звучит так: «Сразу после кризиса рынок уменьшился в несколько раз. Затем наступила стабилизация и медленный рост. Сегодня мы приблизились к докризисному уровню».

Разница в оценках только количественная. Но она отражает спрос в различных секторах рынка ПО. Так, по мнению Кирилла Раннева, главы представительства Inprise, в целом сегодня спрос на средства разработки меньше докризисного уровня на 35—40%. Уменьшение своего сектора рынка Александр Брюзгин, глава представительства Symantec, оценивает на сегодняшний день в среднем на 25%. А по словам Бориса Панина, директора фирмы «АЗ-Графика», являющейся дистрибьютором компании Adobe, рынок ПО сократился в 5—6 раз, количество индивидуальных пользователей упало практически до нуля. Похожие цифры приводят представители компаний «ДИСКо», «ПроМТ», «Никита», «Арсенал», «МедиаЛингва», «МедиаХауз».

Объяснить эту разницу не сложно. Продукты Inprise и Symantec предназначены, главным образом, для корпоративных заказчиков и приобретаются для использования в проектах. Здесь не сэкономишь, не поставишь нелицензионное ПО.

По-разному оценивают тенденции на рынке корпоративных информационных систем в компаниях Oracle и «Цефей». Михаил Елашкин, менеджер по маркетингу представительства Oracle, говорит, что последние 12 месяцев характеризуются «быстрым вымиранием «домашних» ERP-разработок и развитием рынка готовых приложений». Сотрудники фирмы «Цефей» считают, что одна из основных тенденций — «уход с российского рынка ряда крупных, в том числе иностранных компаний—производителей финансово-экономического ПО».

Заметно сократились продажи продуктов, предназначенных для домашних пользователей. Для них ПО — не предмет первой необходимости. Ну, а если очень сильно понадобится — не многие откажутся от нелицензионной версии. По этой же причине упали обороты в других секторах рынка ПО, в том числе и у дистрибьюторов.

Поставщикам мультимедийного ПО для сохранения присутствия на рынке пришлось снизить розничные цены на свою продукцию с 20—30 до 12—15 долл. Кроме того, сократился тираж. Если раньше, по словам сотрудников компании «Бука», коробочные варианты популярных игр продавались тиражом до 20 тыс., то теперь продажа тиража 4—5 тыс. считается хорошим результатом. Игорь Ашманов, генеральный директор компании «МедиаЛингва», считает, что цены на некоторые лицензионные CD-ROM упали или были сознательно снижены до грани рентабельности тиража (даже не разработки!) и вернуться обратно будет невозможно.

В меньшей степени пострадали широкопрофильные дистрибьюторы ПО. Сергей Фенев, директор компании CPS, отмечает, что объемы поставок по разным продуктам в настоящее время достигают 60—80% от докризисного уровня. Поэтому можно говорить о том, что полноценное функционирование фирмы восстановлено. Исключение составляет мультимедийная продукция, по которой достичь прежних объемов удастся, видимо, не скоро.

«Дистрибьюторский бизнес близок к средним показателям первой половины 1998 г. — утверждает Феликс Гликман, президент компании TopS. — Сократилась доля коробочного ПО, но увеличились продажи корпоративных лицензий. В системной интеграции увеличилась доля ПО для системного и сетевого управления, средств защиты и разграничения доступа».

Основные технологические тенденции, отмеченные нашими респондентами, — необходимость обеспечения совместимости офисных приложений с пакетом Microsoft Office 2000, увеличение доли разработок, ориентированных на Интернет и Интранет, рост интереса к распределенным вычислениям, многозвенной архитектуре клиент-сервер, активизация разработок, связанных с Java и CORBA. Программы, разработанные на базе настольных СУБД, мигрируют в клиент-серверную архитектуру реляционных БД. Один из всплесков активности был стимулирован необходимостью решения проблемы 2000 г. Часть фирм модернизировали свое ПО.

Довольно остро, по мнению Михаила Донского, генерального директора компании «ДИСКо», стоит проблема «очищения информации». «Причем не только в Интернете, где она просто критична, — говорит он. — Эта линия прослеживается во всех наших продуктах и будет доминировать в дальнейшем».

Заграница нам поможет?

Многие российские компании связаны с зарубежными партнерами, будучи дистрибьюторами или системными интеграторами, либо поставляя свою продукцию за рубеж. Надо признать, что те компании, которые проторили дорожку к западному потребителю, поступили мудро.

«Мы пострадали от кризиса значительно меньше, чем другие компании, которые ориентировались исключительно на российский рынок, — говорит Сергей Андреев, исполнительный директор фирмы ABBYY. — Большая часть нашего дохода поступает из-за рубежа. Таким образом, ABBYY оказывается более застрахованной от влияния российских политических и макроэкономических катаклизмов».

В компании «Бука» считают, что они одни из немногих, кто не снизил активности на российском рынке. И в качестве первого барьера, защитившего фирму от негативного влияния кризиса, называют сбыт продукции за рубеж.

Положительно оценивают влияние зарубежной «подпитки» также в фирмах «МедиаЛингва», «ПроМТ», «ДИСКо». Однако, как подчеркивает Михаил Донской, выход на западный рынок сопряжен с рядом проблем. Во-первых, потребуется пересмотреть политику языковой поддержки. Двух языков, русского и английского, явно недостаточно, надо закладывать возможность многоязыкового интерфейса. Во-вторых, там очень следят за соблюдением установленных стандартов. Например, отсутствие меню в первой версии «Диско-Качалки» было серьезной проблемой для сбыта программы.

Как уже отмечалось, широкопрофильные дистрибьюторы ПО, такие, как CPS и TopS, в меньшей степени, чем другие фирмы, пострадали от кризиса. Но если бизнес компании зависит от небольшого числа поставщиков, возможны осложнения. «На нашу компанию очень серьезное влияние оказало изменение взаимоотношений с западными партнерами, в первую очередь, их отказ от предоставления нам товарного кредита», — сообщил г-н Панин. Кроме того, фирма Adobe свернула все проекты по локализации ПО. «Честно говоря, негибкость и неоперативность западных партнеров оказались для нас большим сюрпризом», — добавил он.

Проблемы решенные и нерешенные

Разработчики решают извечные задачи — освоить новые ниши, отыскать деньги и наладить сбыт. С деньгами в России, как всегда, туго. Хотя ходят слухи о том, что через полгода-год на компьютерном рынке появятся значительные средства из-за рубежа, которые будут вкладываться в Интернет-проекты. Пока же страна живет ожиданием выборов и деньги уходят именно в эту «индустрию». Компьютерному рынку кое-что перепадает в виде заказов на аналитические и поисковые системы, системы управления документооборотом.

Единодушны были разработчики в кадровом вопросе и вопросе оплаты труда. Практически всем удалось сохранить команду программистов, а некоторые из фирм, например ABBYY и Cognitive Technologies, даже расширили штат. Г-н Ашманов отметил, что их компании пришлось перестроить систему сбыта в России, спрямить каналы и создавать сеть прямых продаж, так как дистрибуция развалилась.

По мнению представителей фирм «Цефей» и «МедиаЛингва», сейчас на рынке ощущается нехватка квалифицированных программистов. Многие специалисты после кризиса уехали за рубеж.

Так уж совпало, что представительства ряда зарубежных компаний на протяжении последних месяцев занимались реорганизацией бизнеса. Как правило, реорганизация проводится фирмами в рамках стратегии развития в глобальном масштабе, но в ряде случаев эта деятельность была ответной реакцией на происходящее в России.

Например, в представительстве Oracle часть сотрудников была переведена в другие подразделения, численность персонала сократилась примерно на 25%. Российские компании стали уменьшать инвестиции в новые проекты и уделять все больше внимания эффективному использованию существующих систем. Поэтому, в связи с большим количеством уже существующих клиентов, возросла роль отдела технической поддержки, куда была переведена часть сотрудников.

Г-н Раннев отметил, что для Inprise становится актуальным оказание заказчикам консалтинговых услуг.

В числе проблем, с которыми пришлось столкнуться дистрибьюторам, — большое количество новых программных продуктов, осложняющих заказчикам выбор, и более настороженное отношение зарубежных поставщиков. Тем не менее фирме «АЗ-Графика» удалось, по словам Бориса Панина, «восстановить доверие и снова получить товарный кредит». В то же время она не смогла сохранить коллектив программистов и переводчиков, работавших над подготовкой русских версий программ Adobe. «Содержать квалифицированных людей практически год без работы было достаточно сложно», — заметил г-н Панин.

К чему готовиться?

В будущем году российские разработчики ПО ожидают стабилизацию рынка и, возможно, небольшой рост, примерно на 10—15%. Возможен сезонный всплеск в ноябре—феврале, но по объему он будет меньше, чем в сезон 1997/98 г., считает Евгений Ломко, коммерческий директор компании «Никита».

Прогнозы широкопрофильных дистрибьюторов более оптимистичны. Это очевидно, поскольку они продают ПО, востребованное на корпоративном рынке и рынке системной интеграции. По мнению г-на Гликмана, обороты дистрибьюторских компаний могут увеличиться за год в 1,5—2 раза. На рынке системной интеграции будет пользоваться спросом ПО средств защиты, сетевого и системного управления.

В секторах СУБД, средств разработки и корпоративных информационных систем в технологическом плане произойдет переход на технологии Интернета и на тиражируемые решения в области ERP, говорит Михаил Елашкин. В структуре доходов компаний увеличится доля обучения, консалтинга и технической поддержки.

Основная тенденция, которая продолжает доминировать в секторе офисных приложений — это давление цены на выбор потребителей, говорит г-н Андреев. Потребитель стал аккуратнее планировать свои расходы. Если раньше для определенной группы покупателей одним из побудительных мотивов была престижность продукта, то теперь, в первую очередь, обращают внимание на соотношение цена/характеристики. Лучше стали продаваться дешевые продукты.

Лев Спанаки, исполнительный директор компании «МедиаХауз» перспективы рынка мультимедиа и обучающих программ оценивает следующим образом: возможно увеличение доли полностью локализованных зарубежных игровых и развлекательных продуктов, дальнейшее снижение цен, особенно в игровом секторе, укрупнение ведущих игроков на рынке домашнего ПО. Не исключен передел рынка дистрибуции зарубежного игрового ПО. Вероятно, усилится конкуренция в сегменте дорогих качественных обучающих программ по иностранному языку. Эта область остается самой емкой в неигровом секторе.

В подготовке материала принимала участие Светлана Шканакина