Во II квартале 2000 г. эксперты фирмы PricewaterhouseCoopers провели исследование результатов деятельности 56 немецких Интернет-компаний, акции которых обращаются в специальном секторе Франкфуртской фондовой биржи (аналоге американской NASDAQ). Эти компании работают в пяти наиболее развитых секторах рынка, связанного с Интернетом: оборудование и услуги доступа в Интернет; мультимедиа; поиск в Интернете; электронная коммерция; ПО для электронной коммерции.
Оказалось, что только у 34 компаний курс акций был выше уровня котировок при первичном размещении, причем у 32 из них он опустился ниже уровня предложенного инвесторам в момент публичной продажи акций, а котировки акций еще 22 компаний даже ниже уровня первичного размещения. Таким образом, инвесторы, купившие акции этих компаний в момент их публичного размещения, вынуждены были смириться с убытками или пересмотреть структуру своих инвестиционных портфелей.
По мнению консультантов PricewaterhouseCoopers, "цены акций Интернет-компаний отражают неоправданно оптимистические ожидания инвесторов в отношении темпов развития их бизнеса по сравнению с темпом роста рынка в среднем".
В ближайшем будущем инвесторы станут уделять больше внимания анализу стратегии развития, бизнес-модели и бизнес-планам Интернет-компаний, что повысит требования к подготовке и выводу их акций на открытый рынок, а также повысит роль и влияние финансовых консультантов в этом секторе рынка.
"Новая экономика" предоставляет огромные возможности, — считает Эндрю Паркер, партнер группы по работе с hi-tech компаниями в России фирмы PricewaterhouseCoopers, — однако после падения на NASDAQ и других рынках таких ценных бумаг стало ясно, что инвесторы отстраняются от подобного рода спекулятивных игр в поисках старого доброго качества. Инвесторы готовы высоко оценить предприятия, имеющие адекватную бизнес-стратегию, четкий финансовый план и здоровые отношения с акционерами (включая финансовый контроль). Рынки капитала неизбежно и безжалостно наказывали и будут наказывать те компании, которые не могут удовлетворить эти ожидания инвесторов. В США и Великобритании уже были нашумевшие дела и обязательно будут еще".
Хотя данное исследование PricewaterhouseCoopers в основном касается Германии, его результаты, по мнению Эндрю Паркера, служат своевременным предупреждением для руководства и инвесторов "новой экономики" и в России. Превращение компании в публичную или получение средств от инвесторов налагает на нее много обязанностей, с которыми начинающей компании трудно справиться в силу нехватки опыта или ресурсов (как в плане руководства, так и в плане наличия финансов). Поэтому важно, чтобы владельцы компаний и инвесторы осознавали эти риски и пытались справиться с ними. Российский рынок по-прежнему обладает огромным потенциалом и сулит блестящие перспективы для активов высокого качества. Со временем, считает Паркер, мы, возможно, станем свидетелями консолидации активов, в результате чего еще более увеличится разрыв между несколькими, например пятью, самыми признанными брэндами и брэндами, принадлежащими к более низкому уровню, однако не нужно удивляться, если наряду с потрясающими успехами будут столь же потрясающие неудачи.