Деловые и компьютерные издания запестрели словами, начинающимися на буквs "e", "э" и "И". Наверное, на это обратили внимание не только редакторы CRN/RE, по долгу службы обязанные все это читать или хотя бы просматривать. Причина, конечно, всем известна — Интернет.
Слова самые разные, но роднит их то, что большинство возникло в США и что все они так или иначе связаны с превращением Интернета из средства и среды общения в бизнес-среду и увлечением, приобретающим характер эпидемии, электронным бизнесом, он же e-business (кстати, термин e-business ввела в оборот корпорация IBM в 1997 г.).
В нашей стране слова этого иноязычного новояза приходится исать по-русски, и тут появляется немало возможностей для обогащения словарного запаса: можно сохранить латинскую "e", а можно вместо нее писать русскую "э" или "И". Целых три волшебных буквы: хочешь e-бизнес, а хочешь э- или И-бизнес.
Новое слово придумать не трудно. Рецепта два, оба очень простые.
Рецепт № 1: взять любое слово, начинающееся на любую не волшебную букву, и добавить впереди недостающую волшебную (И-, э- или е-) или заменить его первую букву на одну из этих волшебных.
Применяем. Получаем: е-коммерческий директор (в одной известной И-компании), е-активист (в редакции американского CRN), eMale (все знающий советчик по сексуальным вопросам на женском сайте); есть даже е-стратегия для е-компании (консалтинговая компания из "большой шестерки"). И наконец сразу целый е-букет: eMarketing, eStrategy, eDevelopment, eMaintenance, eValuation — причем, заметьте, все это на платформе eSolutions (одноименный сайт). Или так: было availability, стало e-vailability; было approved, стало e-pproved (рекламные объявления).
Рецепт № 2: взять любое слово, начинающееся на волшебную букву, и отделить ее (например, дефисом) от остальной части слова или как-то иначе ее выделить.
Применяем. Получаем: е-кономика (та же консалтинговая компания), eValuation (из вышеупомянутого е-букета).
По таким универсальным и удобным рецептам новые слова плодятся бесчисленно и беззаботно — начиная с такого привычного для всех e-mail и неприметных на общем фоне eBay, emoney, eSezam, e-Start, e-tailer, eToys, E-Trade и т.д. и т.п. И кажется, что без этих волшебных букв никуда.
А, может, так оно и будет. И вся наша жизнь впредь пойдет по э-сценарию.
По крайней мере, некоторые западные эксперты и энтузиасты волшебных букв, чье видение подробно излагает еженедельник PC Week/RE*, предсказывают именно такое развитие событий. Оказывается, "в результате тотальной электронизации объектов и субъектов современного общества" вся окружающая нас действительность превратится в э-действительность, а все мы станем э-гражданами некоего э-общества. И будет в этом э-обществе э-правительство, которое будет всегда связано со своими э-гражданами через онлайновый интерфейс. Правда, с другой стороны, не любое онлайновое правительство, и это вполне естественно, будет э-правительством. Таким образом, разница тут примерно такая же, как между э-коммерцией и э-бизнесом. Вот.
А, может, быть э-гражданином вовсе и не страшно? Ведь на самом деле мы с вами в результате тотальной электрификации объектов и субъектов современного общества давно уже стали э-гражданами — в смысле слова "электрический", и правит нами тоже не простое, а э-правительство.
Правда, возможны и другие сценарии.
Не успело опериться все то, что начинается на перечисленные выше волшебные буквы, накатывает новая волна, где все будет начинаться уже на другую волшебную букву — "м".
Оказывается, на выставке CeBIT'2000 в центре внимания были уже не старые компьютерные или молодые И-компании со своими (надоевшими?) предложениями по И-бизнесу. Говорят, что другие компании, в основном телекоммуникационные, их совсем затмили своими предложениями по м-бизнесу. А если представить себе, что уже через два года в мире будет полмиллиарда владельцев сотовых телефонов с WAP (есть такие прогнозы), то ведь, действительно, не только затмят, но и задавят.
Но не исключен и третий сценарий — самый прозаический. Потому что есть и такие эксперты и "ретрограды", которые сравнивают роль Интернета с ролью железных дорог в прошлом веке и считают, что через несколько лет никакой серьезный бизнес без Интернета будет по-просту невозможен и все эти e-, э- и И-функции и качества из экзотики и моды станут просто стандартом.
***
Задумался я обо всем этом еще несколько месяцев назад, на пике ажиотажа вокруг И-бизнеса в Рунете, да все как-то руки не доходили изложить на бумаге. А тут в CRN заметка "Web-интеграторы: пора называть И-бизнес просто бизнесом".
Оказывается, всю эту е-, э-, И-шумиху затеяли кто бы вы думали? Нет, не Интернет-компании, не инвесторы и не биржевые спекулянты, которые на этих волшебных буквах пытаются заработать, — это дело рук журналистов, которые напридумывали всякие "модные словечки и ярлыки", чтобы было удобнее говорить и писать.
Да и призыв "Долой ярлыки!" может подействовать — не опоздать бы.
*PC Week/RE, № 15/2000, с. 33. Кстати, американское издание "PC Week" тоже меняет свое название — на "eWeek".