На рынке средств отображения информации последние несколько лет наблюдается все большая специализация, для каждого конкретного применения создается новый, зачастую революционный продукт. Такие мониторы обладают столь высокими потребительскими свойствами, что практически исключает конкуренцию с ними со стороны альтернативных устройств. Так было с LCD-панелями, стремительно вытесняющими ЭЛТ-мониторы из «своей» ниши, то же происходит и с плазменными панелями, основными конкурентами видеопроекторов.
Ведущие мировые производители не могли оставить без внимания запросы клиентов, для которых вопрос цены можно считать второстепенным, по отношению к удобству использования и престижности устройства. Именно они и стали основными покупателями новых супермодных плазменных мониторов. С другой стороны, эти мониторы сами формируют новую потребительскую нишу, будучи практически идеальным средством для демонстрации рекламных роликов или передачи общественной информации.
Следует отметить, что предыдущая попытка потеснить видеопроекторы с помощью проекционных телевизоров фактически провалилась. Здесь изначально были заложены физические ограничения, и никакими технологическими ухищрениями не удалось вывести эти аппараты на приемлемый уровень качества изображения за приемлемую цену. Технология плазмы в этом отношении выглядит много перспективней и позволяет надеяться на существенный прогресс — в первую очередь с точки зрения удешевления устройств и повышения их долговечности.
Хотелось бы оговориться, что здесь речь идет в первую очередь именно о плазменных мониторах, а не о телевизорах. Такая диверсификация необходима, поскольку устройства различаются как конструктивно, так и рынками сбыта. Плазменные телевизоры для домашних кинотеатров в основном продвигаются игроками рынка аудио/видео, а мониторы для корпоративного сектора реализуют традиционные торговцы мониторами и проекторами. Естественно, такое разделение пока полностью не состоялось, однако осознание различия между плазменными мониторами и телевизорами — только вопрос времени.
В Европе рынок плазменных панелей в 2000 г. должен составить более 63 тыс. устройств, большая часть которых придется на корпоративных пользователей. Россия в этом отношении выглядит много скромнее. Рассчитать реальные продажи плазменных мониторов (как и телевизоров) пока невозможно, но эксперты склоняются к оценке: «несколько сотен устройств в год, с небольшой тенденцией к росту продаж». А если учесть немалую цену (порядка 10 тыс. долл. в рознице) и соответственно высокую маржу, становится ясно, что даже наш рынок, пусть и не в самой близкой перспективе, обязательно станет ареной конкурентной борьбы основных мировых производителей.
До сих пор на российском рынке плазменных мониторов лидировала Fujitsu. Заметны были также NEC, Pioneer и в меньшей степени Sony и Panasonic. Компания Philips, также имея в своем арсенале плазменные мониторы, до недавнего времени не спешила с их выводом на российский рынок. Точнее, плазменные телевизоры Philips продаются у нас уже достаточно давно по цене около 15 тыс. долл., но только в августе нынешнего года было объявлено о начале поставок плазменных панелей в исполнении «монитор».
Примечательно, что устройство, в котором отсутствуют тюнер и некоторые, необходимые только в домашнем хозяйстве, опции, в полтора раза дешевле телевизора, сделанного на основе той же плазменной панели. На новый Philips Brilliance 420P установлена цена ниже магического барьера в 10 тыс. долл., что сразу переводит его в разряд low-end. И это при том, что в мониторе применены новейшие технологические разработки Philips, а качество его изображения, по утверждению компании, считается одним из лучших в мире. Не останавливаясь подробно на привлекательных характеристиках устройства, среди несомненных достоинств стоит особо выделить низкий уровень энергопотребления — 350 Вт и встроенную систему «шумов», благодаря которым изображение сглаживается и как бы оживляется.
Естественно, появление нового продукта известного производителя и по очень привлекательной цене еще не означает начала активных продаж. Для нормального продвижения товара необходим стандартный комплекс действий со стороны компании. Кстати, некоторая проблема при торговле такой дорогой продукцией связана с ее доступностью. При этом о реальной доступности здесь можно говорить только по отношению к Fujitsu, остальные игроки завозили в Россию новые аппараты только взамен проданных демообразцов.
За Philips раньше не отмечалось чрезмерных усилий в сфере продвижения мониторов на российском рынке. Компания традиционно занимает седьмое место в рейтинге мониторных вендоров по объему продаж (по данным Экспертно-аналитического центра "СК Пресс"), что не так плохо на этом монополизированном рынке. Как видно из последних действий Philips, компанию, скорее всего, устраивает status quo на низкоприбыльном рынке ЭЛТ-мониторов, но на устройства класса high-end они решили обратить особое внимание.
Продажи плазменных мониторов Brilliance 420P в основном корпоративным потребителям будут осуществляться только через недавно созданную компанию ProVision, которая сейчас занята созданием дилерской сети. Philips со своей стороны обязуется обеспечить «достаточное количество" этих аппаратов на складе в Москве. Кроме этого, рассматриваются варианты лизинга и проката, что особо актуально для столь дорогих устройств. Обслуживание будет организовано в крупных городах на основе уже существующей сервисной сети Philips. На первых порах при наступлении гарантийного случая будет производиться обмен из специального резерва. По расчету Philips, эти меры позволят Brilliance 420P уже в ближайшее время занять 10% российского рынка плазменных мониторов, а в перспективе — все 30%.