Дистрибьюторам становится все труднее понять, кто же действительно их враг.

Появление Интернет-бирж заставляет компании больше задумываться о том, с кем следует сотрудничать, а с кем — конкурировать. В работе некоторых бирж и электронных рынков участвуют и дистрибьюторы, тогда как другие биржи стремятся упростить процесс поставок и исполнения заказов и отказываются от услуг дистрибуции, обращаясь к независимым транспортным компаниям.

Мнения руководителей дистрибьюторских компаний различаются в зависимости от того, как влияют биржи на их бизнес.

Как сообщил Тим Лоу, вице-президент по развитию бизнеса корпорации Tech Data, второй в мире по размеру дистрибьюторской ИТ-компании, они создали специальную группу, которая должна решить, каким образом эта корпорация сможет участвовать в работе Интернет-бирж.

Лоу добавил, что работа этой группы — часть предпринимаемых компанией усилий по сокращению затрат и расширению дополнительных услуг. Руководители Tech Data не стали называть, какие именно биржи ими рассматриваются.

По словам Боба Брукса, вице-президента компании GE Global Exchange Services по рыночным решениям, Интернет-биржи призваны исключить лишние издержки, материальные запасы и затраты времени.

Его компания, будучи дочерним предприятием фирмы General Electric, уже в течение 30 лет предлагает решения по организации цепочки поставок. Брукс рассказал, что с приходом Интернета она предложила стандартную и открытую платформу для создания бирж.

Как он объяснил, компания создала собственную сеть, которая позволяет ей управлять цепочками поставок более чем для 100 тыс. торговых партнеров в различных отраслях промышленности. Ее биржи конкурируют с дистрибьюторами.

«Отделы дистрибуции окажутся под большим ударом, но они играют очень важную роль, — говорит Брукс. — Дистрибьюторы выполняют ценную функцию: они оперируют товарами и услугами».

Однако, по его мнению, со временем дистрибьюторы начнут заниматься обслуживанием потребителей и услугами сопровождения.

Ingram Micro не сотрудничает напрямую с Интернет-биржами, но и не считает их конкурентами; недавно она создала дочернюю компанию IM-Logistics с целью предложить альтернативу услуг логистики для Интернет-компаний, работающих вне сферы информационных технологий. «Одно из наших главных направлений — исполнение заказов», — заявил Брайан Мойнахан, вице-президент IM-Logistics по сбыту и маркетингу.

Как отметили руководители Ingram Micro, IM-Logistics предлагает программное решение по логистике, что делает ее прямым конкурентом таких компаний, как GE Global Exchange Services.

Хотя сами по себе Интернет-биржи не решают вопроса доставки продукции из пункта А в пункт Б, в случае роста их популярности у поставщиков функции доставки можно будет переадресовать независимым транспортным компаниям.

Однако Лоу с этим не согласен и подчеркивает, что дистрибьюторы оказывают дополнительные услуги, имеют сложившиеся отношения с изготовителями, обеспечивают практически безошибочную доставку и обладают высокоспециализированными, тщательно отлаженными системами сбыта с многомиллионным оборотом.

По сообщению Ларри Клоппа, старшего аналитика компании GartnerGroup, сегодня на мировом рынке сосуществуют более 130 бирж, обеспечивающих логистику.

По его прогнозам, к концу года количество бирж удвоится, но в дальнейшем почти половина из них исчезнет вследствие конкуренции и консолидации.